В современных учебниках географии выделяются следующие два структурных «блока»: 1) учебный текст и 2) внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию.
Учебный текст составляет основу учебника географии. Тексты учебников близки к тексту научного изложения и включают теорию, объяснение, описание, методологию.
Теория представлена формулировками научных географических понятий, законов и закономерностей, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих выводов. Большинство терминов, обозначающих общие научные географические понятия, в учебном тексте выделено шрифтом.
Объяснительный материал призван раскрыть географические связи (например, между отдельными компонентами внутри природных и территориально-производственных комплексов), объяснить принципы размещения отраслей производства, причины возникновения тех или иных природных процессов и явлений. Нередко объяснение носит проблемный характер. В то же время традиционными для географических текстов остаются описания и характеристики объектов и явлений.
Значительное место занимают в тексте раскрытие способов получения нового знания, описание методов научного географического исследования. Наибольшее внимание уделено картографическому методу познания окружающей действительности.
Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим количеством логических связок типа: «поэтому», «таким образом», «значит», «если», «следовательно» и т.д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа «объясни почему», «скажите, как влияет», «подумайте, почему» и т.д. Таким образом, само построение текста ориентирует учащихся на планирование учебного материала, помогает школьникам сознательно усваивать новые знания.
Понимание текста – сложный психологический процесс, зависящий от многих факторов и условий: от наличия у ученика необходимых знаний и мотивации, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыков чтения, от самой структуры текста и т.д.
Внетекстовые компоненты учебника выполняют важные обучающие, развивающие и контролирующие функции. В каждом хорошем учебнике географии помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий, установление связей, зависимостей, на применение умений и навыков. Вопросы и задания могут быть размещены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим школьным предметам. Вопросы и задания помогают направить мыслительную деятельность учащихся в процессе усвоения нового учебного материала, а те, что стоят в конце параграфа, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала. Задания в конце крупных разделов и тем носят обобщающий характер, способствуют систематизации знаний, подведению школьников к правильным обобщениям и мировоззренческим выводам.
Выполнение заданий и вопросов опирается на самые разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы и профили, материалы периодической печати. Задания различны по формулировке и требуют разнообразной познавательной деятельности школьников: «определите по карте », «сравните », «приведите примеры », «дайте описание…», «объясните…», «начертите профиль…», «запишите в тетрадь…», «нанесите на контурную карту », «заполните таблицу…» и т.д.
Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму представления зрительной информации: различные по содержанию карты в тексте, схемы и таблицы, рисунки и фотографии, простые и сложные профили, орографические схемы и т.д. Иллюстрации не только конкретизируют текст, но являются и самостоятельным источником знаний.
Словарь терминов, часто помещаемый в конце учебника, дает почти полный перечень научных понятий каждого курса географии.
Педагогическая практика показывает, что большинство учителей географии правильно понимает функции учебников и широко использует их на всех этапах обучения, особенно при изучении нового материала. Но все же заложенные в учебниках возможности реализуются в учебном процессе не полностью. В работе с учебником имеются некоторые типичные недостатки, наиболее существенными среди которых являются следующие: Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Другое по географии
Уральский экономический район
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных си ...