F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Работа с основными средствами обучения географии

Работа с ними в школьном курсе географии

В методике обучения географии выделяют 3 цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними: 1) научить школьников понимать карту, 2) научить их читать карту и 3) знать карту.

Понимать карту – значит усвоить главные свойства географической карты. Для достижения этой цели в школьном курсе географии выделены специальные картографические темы (например, «Карта – второй язык географии» (VI класс) и др.), при изучении которых школьники знакомятся с сущностью и свойствами географических карт, с их разновидностями. При этом специально планируется совокупность умений пользоваться картами.

Читать карту - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Так, изучая по карте населенный пункт, учащийся узнает по форме и размеру пунсона о численности населения в нем; по размеру букв и другим особенностям шрифта названия – о типе и политико-административном значении населенного пункта.

Имеются большие различия в «чтении» карты и чтение буквенного или иероглифического текста. Эти различия связаны с тем, что надписи и условные обозначения на карте пространственно определены, т.е. само размещение их несет определенную информацию о географическом положении объектов и их размерах. Надписи линейных и площадных объектов характеризуют обычно протяженность и форму участка земной поверхности, занятого обозначаемым объектом, а иногда и особые свойства (например, судоходность рек).

Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа. Но оно может выражаться также в форме устной или письменной ее характеристики (описания). Этой же цели служит построение профиля по топографической или мелкомасштабной карте.

Глубина чтения карты школьниками может быть различной. Когда ученик, видя на карте условный знак озера, города или места добычи полезного ископаемого, устанавливает: «Здесь находится такое-то озеро, такой-то город, добывают такое-то полезное ископаемое» - и характеризует выраженные на карте свойства этих объектов, то такое чтение называют элементарным.

Сложное чтение состоит в умении: а) по сочетанию условных обозначений на карте устанавливать связи между явлениями; б) делать выводы об особенностях явлений, непосредственно на карте не обозначенных. Сложное чтение карты осуществляется тогда, когда ученик, например, устанавливает по изображению пересыхающих рек, соленых озер и солончаков, что климат территории, показанной на общегеографической карте, засушлив. Или, например, когда сопоставление орографических и климатических карт приводит школьника к выводу о том, что в горах, и в особенности, на их наветренных склонах, выпадает больше осадков, чем на равнинах.

Начальное обучение чтению карты проводят при изучении специально выделенных картографических тем курса географии. Но затем настойчиво и поэтапно совершенствуют умения школьников читать карты на протяжении всего курса географии с VI по X классы. Систематическое обращение к карте способствует закреплению в сознании учащихся образной картины взаимного расположения географических объектов, что является непременным условием формирования у них пространственных представлений и географического мышления в целом.

Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем и неоднократные упражнения в чтении.

К важным целям изучения географических карт и работы с ними относится выработка у школьников картографических умений, важнейшими среди которых являются:

1) ориентироваться на местности, пользоваться планом местности, измерять на местности расстояния (шагами и рулеткой), определять азимуты направлений и двигаться по азимуту, определять по карте географические координаты, читать по физической карте рельеф и воды, устанавливать различия масштабов в разных местах карт (мировых, полушарий и материков), определять имеющиеся у этих карт виды искажений, анализировать карты природы, различать карты общегеографические и тематические и др. (VI класс);

2) характеризовать климат или другой компонент природы по тематической карте, сравнивать особенности компонентов природы в двух районах, составлять комплексное описание природы по нескольким картам, устанавливать по картам зависимость одних компонентов природы от других компонентов, читать топографические карты и проводить по ним измерения прямоугольных координат точек, истинных и магнитных азимутов, абсолютных и относительных высот и крутизну склонов, строить профили по мелкомасштабной карте и на местности и др. (VII – IX классы); Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по географии

Научно-техническая политика в Сибири
Актуальность изучения «Территориальная организация населения» обусловлена не только растущим значе­нием экономических проблем, в решении которых важная роль отводится вопросам рационального размещения и территориальной ...