В VII – VIII классах особое внимание обращается на следующие виды работы с текстом: сравнение, составление по тексту схем, рисунков и таблиц, выписывание данных, составление перечня географических объектов, развернутого плана к тексту и т.д. Внимание к этим приемам объясняется особенностями содержания курса «Материки и страны». В ходе изучения этого курса ведется целенаправленная поэтапная работа с вопросами, заданиями и иллюстративным материалом учебника, совершенствуются умения характеризовать объекты и явления природы и общества, изображенные на фотографиях и рисунках. Особое внимание уделяется анализу схем, отражающих различные явления в атмосфере, разъясняющих причины формирования климатов материков, обучению чтению и сопоставлению текстовых карт, карт-схем и т.д. В методическом аппарате учебников по данному курсу помещено довольно много заданий, ориентирующих учащихся на работу с различными компонентами учебника географии. Количество и сложность этих заданий возрастает от темы к теме, что создает благоприятные условия для целенаправленного обучения приемам работы с учебником. В ходе изучения курса целесообразно практиковать выборочное чтение некоторых сложных тем, побуждать школьников к самостоятельному составлению развернутых планов к тексту и вычерчиванию схем.
Использование учебника в IX-X классах основывается на уже сформированных умениях и навыках. Новыми приемами являются составление тезисов и конспектов текста учебника. Конспектирование текста учебников может выражаться в составлении по тексту схем, отражающих основной материал темы. Иногда конспектирование может носить форму составления таблиц, представление вербальной информации в виде графиков, схем, рисунков и т.д. В старших классах широко распространены такие приемы работы с учебником, как анализ статистических таблиц, текстовых карт и различных картограмм и диаграмм. Работа с учебником часто сочетается с анализом материалов периодической печати, иногда требует обращения к учебникам истории, художественной литературы, биологии, химии и т.д.
В целом же общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему:
1.Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.
2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.
3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.
4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудивизуальными средствами, материалами периодической печати и внеклассного чтения и др. (92,93).
РАБОТА С КАРТИНАМИ И ЭКРАННЫМИ ПОСОБИЯМИ
Урок географии в современной общеобразовательной школе предполагает использование совокупности разнообразных средств обучения, позволяющих реализовать принцип наглядности обучения. Ни один из других школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география. Действительно, по числу и по разнообразию используемых средств обучения география существенно превосходит все другие школьные предметы, что связано с, во-первых, с разнообразием образовательных, воспитательных и воспитательных задач, решаемых этим предметом, во-вторых, со спецификой основного объекта исследования географической науки – географической оболочки.
В обучении географии большая роль отводится учебным картинам, которые дают зрительный образ изучаемых объектов и явлений природы и общества. Доступность восприятия картины делает возможным формирование у учащихся представлений о многих географических объектах и явлениях, не поддающихся в силу удаленности или других причин непосредственному восприятию и наблюдению. Изображение на учебной картине природных объектов и явлений в обобщенном, сильно генерализированном виде, с нарочито подчеркнутым выделением наиболее характерных признаков, позволяет учащимся получить информацию о типичных особенностях того или иного явления, создать в сознании правильный образ и отделить существенное от второстепенного. Как правило, в практике школьного обучения создаются серии картин, содержание которых приурочено к изучению определенных курсов географии или отдельных тем.
К этой же группе средств обучения относятся таблицы. Однако они имеют и свои дидактические особенности. На таблицах чаще всего отображается динамика развития того или иного явления, дается интерпретация цифрового материала, показываются структурные особенности географических процессов и явлений, связи и отношения между объектами или внутри их. Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Другое по географии
Геграфия рекреационных ресорсов Республики Дагестан
Дагестан, как и в целом, Кавказ, издавна привлекал внимание путешественников. Дагестан в переводе означает «страна гор». Это яркий и пестрый мир, полный поразительных контрастов, уникальных ландшафтов, редких животных и ...