В обучении картографическим понятиям чрезвычайно важно проверять степень осознанности таких понятий, как «азимут», «географическая широта», «географическая долгота», «способ картографирования» и др. При формировании картографических понятий большую роль играют схемы, рисунки на доске и иллюстративный материал учебников. Формирование некоторых понятий («план местности», «съемка местности», «ориентирование», «измерение расстояний на местности», «съемка профиля» и др.) требует организации и проведения полевых работ на местности.
Несомненно, сложные картографические понятия, относящиеся к математической основе, требуют установления межпредметных связей с математикой (понятие масштаба, прямоугольных координат) и черчением (картографические проекции).
Приемы обучения чтению карт
Любому виду использования географических карт должно предшествовать знакомство с нею, сначала – общее, а затем и более углубленное. Общее знакомство с картой в методике обучения географии получило название представлением карты, второе, т.е. более углубленное и детальное называется анализом карты.
Представить школьникам географическую карту – значит ознакомить их с заголовком и легендой, размещением на карте дополнительных данных и указать, на что нужно обращать внимание при работе с этой картой. Изучение условных обозначений надо проводить чрезвычайно внимательно, особенно на начальном этапе работы с тематическими картами. Затем следует переходить к освоению масштаба карты и усвоению на ней первичных ориентиров. Полезно для этого предложить ученикам найти на новой карте место своего жительства, Гомель, Минск, реку Днепр и т.п. Для приблизительной ориентировки в расстояниях и площадях полезно запомнить величины определенных объектов.
Анализ карты – это углубленное, детальное изучение данной карты. Формирование у школьников умения анализировать предложенную учителем географическую карту может осуществляться по следующему примерному плану:
1.К какой группе относится карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
2.Какие искажения имеет карта и велики ли они?
3.Какие элементы содержания раскрывают тему карты, каким способом каждый элемент отображен?
4.Какие элементы общегеографической карты служат для целей ориентировки в размещении объектов на данной карте?
В современных учебниках географии содержатся задания по работе с географическими картами: 1) задания на чтение одной карты; 2) задания на наложение двух и сопоставление нескольких карт; 3) задания на измерение по картам; 4) задания по построение карт и др. Рассмотрим некоторые виды работ с географическими картами.
В курсе «Материки и страны» (VII-VIII классы) учащимся можно предложить следующее задание: «Выяснить по карте физико-географическое положение острова Калимантан». Такое задание представляет собой пример элементарного чтения одной физико-географической карты. Учитель предлагает школьникам открыть в атласе физическую карту полушарий, найти на ней остров Калимантан и определить его географическое положение и размеры, ответив на следующие вопросы:
1.Какова географическая широта средней точки острова?
2. Какова географическая долгота этой точки?
3.В каком тепловом поясе находится большая часть острова?
4.В какой стороне горизонта находится остров по отношению к центру Евразии?
5.Какие части Мирового океана окружают остров?
6.Далеко ли остров отстоит от материка?
7.Каковы длина и наибольшая ширина острова?
Пользуясь предложенным типовым планом, ученики, повторно выполняя задания этого типа, применяют репродуктивный метод обучения географии.
Примером типичного задания на сопоставление нескольких географических карт может служить следующее: «Пользуясь картами (подберите их сами!), составьте описание природы острова Гренландия».
Учитывая сложность задания и важность выработки умения давать по картам комплексную характеристику природы участка суши, желательно, чтобы учащиеся фиксировали ответы на каждый вопрос в тетради или на классной доске. Описанное задание имеет в основном характер простого чтения нескольких карт.
Сложным чтением является выполнение проблемного задания, в частности, на установление по картам влияния природных и социально-географических условий на размещение отрасли хозяйства. Примером подобного задания является следующее: «Проанализируйте по экономико-географическим картам, какими внешними и внутренними факторами объясняется размещение Белорусского металлургического завода в г.Жлобин». Выполняя это задание, учащиеся используют множество карт, помещенных в школьном учебнике и атласе. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Другое по географии
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России – Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствам ...