1) на уроках учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом;
2) при выполнении домашней работы школьники, как правило, ограничиваются чтением текста, не обращая внимания на текстовые карты, схемы и другие внетекстовые компоненты;
3) учителя недостаточно занимаются формированием у учащихся умений работать с учебником, в результате – многие школьники не умеют работать с текстом рационально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени (92,93).
Организация работы с учебником географии
Учебники географии могут быть широко использованы в составе практически всех методов обучения географии. Например, объяснительно-иллюстративный метод, т.е. передача учащимся готовой информации, имеет место в тех случаях, когда учащиеся читают и пересказывают текст, составляют описания по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т.д.
Репродуктивный метод осуществляется с помощью заданий, способ выполнения которых учащимся достаточно хорошо известен, например, составление плана текста, составление схем, систематизация учебного материала в таблицы и т.д.
Частично-поисковый и исследовательский методы применяются при анализе текста с целью выявления какой-либо закономерности или правила для установления новых для учащихся прямых и обратных связей изучаемых объектов и явлений природы и общества.
Для организации поисковой познавательной деятельности используются иллюстрации учебника, особенно условные – в виде схем, графиков, статистические приложения. Часть заданий учебника должна носить характер проблемных задач и вопросов типа: «Известно, что в широколиственных лесах образуется больше растительной массы, чем в степях, однако черноземные почвы гораздо плодороднее подзолистых. Чем это можно объяснить?»
Весьма благоприятные условия для использования исследовательского метода создают краеведческие задания учебника. Они побуждают школьников самостоятельно вести поиск, сбор, обработку и интерпретацию краеведческого материала.
Многие приемы работы с текстом учебника являются межпредметными, то есть используемыми в обучении всем или большинству школьным предметам. Наиболее широко применяемыми из них являются:
-простое воспроизведение текста (пересказ);
-правильное построение ответа на основе текста;
-деление текста на части;
-составление краткого и развернутого плана;
-ответы на вопросы по тексту;
-вычленение в тексте наиболее важного, существенного (главной мысли или идеи);
-установление на основе текста причинно-следственных связей;
-нахождение в тексте тех положений, которые доказывает учитель и другие.
Работу с текстом учебника следует начинать с проверки приемов, которыми учащиеся должны были уже овладеть ко времени изучения данного текста. При этом необходимо учитывать своеобразие географических текстов, их тесную связь с другими источниками знаний, прежде всего с картой.
Географические тексты включают несколько логических элементов, и поэтому важно научить школьников при работе с текстом их различать. С этой целью в самом начале учебного года следует провести объяснительное чтение нескольких новых текстов, указывая на логические части: описания объектов и явлений (погодных условий, растительности, облика городов и т.д.), факты (длина рек, высота гор), объяснение причин явлений и процессов, выводы. Особенно важно научить школьников выделять в тексте теоретический материал: определения понятий, формулировки принципов, идей, закономерностей.
Одним из эффективных приемов работы с учебником является составление развернутого плана темы, изучаемой на уроке. И хотя это в общем хорошо знакомый учащимся прием работы, но все же, нередко они затрудняются составлять такие планы. При составлении планов учащимся необходимо специально разъяснять, как правильно пользоваться аппаратом учебника (подзаголовками, различием в шрифтах, делением на абзацы).
Для работы с учебниками географии особенно характерны задания на одновременное использование текста и карт, на выделение дополнительных к карте сведений, найденных в тексте. Целесообразно также выводы, полученные на основе анализа карт и другого иллюстративного материала учебника, сопоставлять с текстом. Так, проанализировав климатические графики и диаграммы в учебнике VII класса, учащиеся сопоставляют свои выводы с описанием климата и погодных условий в тексте или же, наоборот, подбирают соответствующие графики и диаграммы к тексту. Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Другое по географии
Особо охраняемые территории Урала
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия ...