Представления - это чувственные образы предметов, явлений, процессов и событий, возникающих на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В научной литературе понятия «представление», «мысленная картина» и «чувственный образ» рассматриваются как равнозначные (3,12,16,27,43).
Во всяком представлении обобщено и закреплено все то, что личностно значимо, эмоционально окрашено и органично связано с непосредственной практикой, опытом конкретного человека. Всем этим и объясняется особое значение представлений для образования, воспитания и развития ребенка.
Всякое представление является формой индивидуального чувственного отражения, неразрывно связанной с понятиями, опосредованной языком, наполненной общественным содержанием. Представление постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей, но в то же время дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов.
Каждое представление не есть нечто завершенное и статичное. Представление формируется и существует только в процессе чувственного отражения. Представление и само является определенным психическим процессом (17). Представление формируется и «живет» своей жизнью только в процессах чувственного отражения, восприятия, в процессах решения той или иной задачи, в процессах человеческого мышления и сознания в целом.
Существенной особенностью любых представлений является панорамность, дающая субъекту возможность выходить за пределы наличной ситуации. Все это позволяет осуществлять психологический перенос представлений из одной ситуации в другую, использовать то или иное представление как орудие решения самых разнообразных задач, в том числе прогнозирования развития современных географических проблем.
Особенности и динамика представлений зависят прежде всего от той деятельности, которую выполняет человек. Именно от деятельности самого субъекта зависит, что и как схематизируется в его индивидуальном образе-представлении.
В географическом образовании необходимость создания соответствующих представлений продиктована учебной задачей и педагогической ситуацией, объективно возникающими по ходу реального процесса обучения. Именно задачи и учебно-познавательные ситуации требуют от учащихся создания и использования тех или иных представлений как особых и необходимых орудий их решения. Представление есть образование личностно значимое. Если же представление не наполнено глубоким личностным смыслом и субъективной значимостью, то оно исчезает из сознания человека, «размывается» и перестает существовать вообще.
Представления органично связаны с понятиями. Вместе с тем между ними существуют существенные различия, одно из которых состоит в том, что во всяком научном понятии фиксируются, как правило, инвариантные свойства предметов или явлений, в образах же всегда отражаются наиболее вариативные (изменчивые, подвижные) связи, свойства и отношения, что делает их незаменимым средством воспитания и развития личности. Представление - не просто основа, «строительный материал» для понятия. Представление выполняет свою особую, специфическую функцию в познании и преобразовании действительности (причем как теоретической, так и практической!), обеспечивая создание адекватного образа мира в его реальных связях и отношениях. Не случайно поэтому образное мышление, основанное на использовании подвижных, гибких ассоциаций (что не допускается при оперировании понятиями!) является важным компонентом всякой творческой деятельности (17). Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Другое по географии
Основные экологические проблемы городов мира
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием ан ...