Для формирования и развития умений и навыков важное значение имеет специально подобранная система учебных упражнений. Однако упражнение и повторение само по себе не совершенствует и не развивает навыков. Без постоянного стремления личности повышать качество выполняемой деятельности, без ее постоянного желания работать все лучше и лучше вообще не может быть успешного упражнения (8). Таким образом, в формировании навыка принципиально важную роль имеет соответствующая мотивация.
Развитие навыка должно предусматривать постановку новой, более сложной и продвинутой цели, обязательно вынесенной за пределы обобщаемых навыков. Только такое вынесение цели за пределы действия обеспечивает его полную автоматизацию и делает его способом выполнения нового действия, соответствующего новой цели (8,44,45).
В психологии обучения принято различать общеучебные и специальные (специфические) умения и навыки.
К общеучебным относятся те, которые используются в обучении практически всем учебным предметам и во всех видах и формах учебной деятельности: например, слушание, чтение, планирование и постановка целей, повторение, подготовка к контрольным работам и экзаменам и др; к специальным - лишь те, которые формируются в процессе изучения тех или иных отдельных учебных предметов или же в определенных, специфических видах деятельности. Успешное формирование специальных (специфических) умений и навыков может осуществляться только на основе общеучебных умений и навыков (121). И только на основе общеучебных умений и навыков может строиться эффективный процесс формирования специфических для географии умений и навыков.
Содержание географического образования должно обеспечивать формирование следующих специфических умений и навыков:
-воспринимать природную среду в ее экономических, этических, эстетических и других аспектах;
-определять объекты и явления в природной и социальной среде;
-ориентироваться по природным объектам, карте и плану местности;
-работать с географической картой и планом местности;
-оценивать изменение состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;
-прогнозировать возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;
-определять степень загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;
-распознавать местные экологические проблемы, намечать пути их решения;
-применять необходимые исследовательские методы для решения доступных локальных проблем, организовывать наблюдения, проводить эксперимент, осуществлять поиск литературных источников, выявлять и анализировать уже проведенные исследования по изучаемой проблеме и т.д.).;
-выдвигать гипотезы, намечать пути их доказательства, интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы;
-искать факты, необходимые для решения исследуемой проблемы, находить корреляцию между фактами и событиями, объяснять причинно-следственные зависимости между ними;
-регистрировать полученные результаты или «выводы» в ясной, понятной и доступной для других исследователей форме (например, в графической, письменной или аудиовизуальной форме);
-соблюдать правила поведения в природе, в том числе правила сбора грибов, ягод, дикорастущих лекарственных растений и др. Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12
Другое по географии
Мировая продовольственная проблема
На пороге третьего тысячелетия мировое сообщество старается уделять особое внимание нерешенным задачам, среди которых немаловажное место принадлежит мировой продовольственной проблеме. Продовольственная проблема роди ...