F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Основные компоненты содержания географического образования

.ЗНАНИЯ

В самом общем смысле знания - это проверенные практикой результаты познания действительности, более или менее верное отражение реальной действительности в сознании и мышлении человека. В обучении географии знаниям принадлежит исключительно важная роль.

С точки зрения психологии знание может быть определено как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной и субъективной действительности. Основной формой существования знания является речь и речевая деятельность. Человек овладевает знанием, лишь постигая мир языковых значений. Именно благодаря языку, речи и речевой деятельности знание «материализуется», что делает возможным передачу этого знания от одного человека к другому, от одного поколения к последующим поколениям людей.

Научные знания, структурирующие содержание географического образования, могут быть подразделены на эмпирические и теоретические.

Эмпирические знания

предшествуют теоретическим знаниям и выражают внешние признаки и особенности тех или иных объектов и явлений. К эмпирическим знаниям относятся представления (чувственные, наглядные образы), а также различного рода фактические сведения (наименования объектов и предметов природы, их количественные характеристики, данные о численности населения и величине территории различных стран и континентов и т.д.).

Теоретические знания

формируются на основе обобщения эмпирических знаний и отражают сущность изучаемых предметов и явлений. Именно сущность определяет законы и механизмы генезиса, зарождения, становления, развития и последующего преобразования различных объектов и предметов природы и общества. Теоретические знания в содержании географического образования представлены научными понятиями, элементами научных теорий, мировоззренческими идеями, причинно-следственными связями, законами и закономерностями и др. Основной «единицей» научного знания является понятие.

Между эмпирическими и теоретическими знаниями существует множество взаимосвязей и взаимных переходов. В любом реальном процессе человеческого мышления они всегда сосуществуют, органично переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя существенно значимые когнитивные структуры. «Граница» между эмпирическими и теоретическими знаниями весьма условна и подвижна.

Эмпирические знания составляют основу эмпирического мышления, а теоретические знания - мышления теоретического, диалектического, абстрактно-логического. Географическое мышление по своей сущности есть мышление теоретическое, системное, абстрактно-логическое, в котором, наряду с научными понятиями, исключительно важная роль принадлежит чувственным образам и пространственным представлениям. В целом же одна из ведущих тенденций конструирования содержания географического образования заключается в увеличении удельного веса теоретических знаний по отношению к знаниям эмпирического характера.

Принципиально важными знаниями, конструирующими содержание географического образования, являются:

-знания о географической оболочке, ее вертикальной и горизонтальной дифференциации;

-знания о круговоротах воды и важнейших веществ в природе;

-знания об основных источниках и закономерностях движения энергии в географической оболочке;

-знания о глобальных, региональных и локальных природных комплексах; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по географии

Географические открытия и их роль в духовном и экономическом развитии Европы
Географические открытия, которые заслуживают определения большие, происходили на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определе ...