Интерес к новой теме возникает и в тех случаях, когда объясняются причины явлений, о которых учащиеся уже слышали (землетрясения, извержения вулканов, цунами, гейзеры и др.), наблюдали (погода, атмосферные осадки, град, иней и т.д.), но не были знакомы с причинами их возникновения. Для пробуждения интереса учащихся важно показать им практическую значимость изучаемых явлений или процессов и их исследования. В этом плане школьникам могут быть заданы следующие вопросы: «Почему важно изучать погоду, климат, рельеф?». «Зачем надо знать экономическую специализацию регионов и отдельных стран?» «Каким образом природные условия местности учитываются при строительстве гидроэлектростанций, железных и автомобильных дорог, нефтепроводов?».
Эффективность изучения нового материала существенно повышается, если он расчленяется (квантуется) на смысловые части. Психологами установлено, что для усвоения знаний недостаточно просто воспринять их в общем виде, но надо произвести их смысловую группировку, выделить в этих знаниях логические связи и отношения, переконструировать знания, изложенные в учебнике в соответствии с особенностями индивидуальной познавательной деятельности. Разделив учебный материал на крупные смысловые части, учитель формулирует познавательные задачи для каждой такой части и сообщает их учащимся (или записывает их на доске). Иначе говоря, учащимся сообщается план урока, перед каждым пунктом этого плана ставится познавательная задача. Планирование изучения нового материала по логическим частям – одна из отличительных особенностей рациональной организации урока географии. Многие объекты и явления целесообразно изучать с помощью приема сравнения, являющегося «педагогической проекцией» сравнительного метода исследований в географической науке. Сравнение географических явлений или процессов можно проводить в форме заполнения таблицы.
Таблица 7
Сравнительная характеристика циклона и антициклона
Н/п
План сравнения
Циклон
Антициклон
1.
Распределение
Давления
Низкое в центре и высокое по периферии
Высокое в центре и низкое по периферии
2.
Движение воздуха по вертикали в центре и на периферии
Восходящее в центре, нисходящее по периферии
Нисходящее в центре, восходящее на периферии
3.
Направление движения ветра
Против часовой стрелки
По часовой стрелке
4.
Размеры в диаметре и высота по вертикали
2 000-3 000 км, 2-4 км,
максимальная 15-20 км
По часовой стрелке
5.
Скорость движения
20-40 км/час (700 км в сутки)
30-40 км/час (до 700 км в сутки)
6.
Влияние на погоду
Погода ветреная, изменчивая, преобладает облачная, дождливая погода летом и снегопады зимой
Погода ясная, сухая, без ветра, жаркая летом, морозная зимой
7.
Районы распространения
Северная половина Восточно-Европейской равнины (к северу от линии Кишинев-Харьков –Саратов-Екатеринбург).
В азиатской части страны – на северо-западе Западной Сибири; на северо-востоке Дальнего Востока и на юге Средней Азии
Южная половина Восточно-Европейской равнины; север Казахстана, большая часть Западной и Восточной Сибири.
8.
Господствующие типы климата
Умеренно континентальный
Континентальный и резко континентальный Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другое по географии
Особо охраняемые территории Урала
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия ...