УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Умения и навыки - это освоенные субъектом способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных им знаний. Всякое умение представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя целый ряд структурных компонентов. Один из них - система базовых навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Однако сама по себе система навыков еще не обеспечивает возможности самостоятельно выполнить ту или иную деятельность. Для того чтобы достигнуть успешного выполнения деятельности человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и определенной системой знаний. Умело действовать - это всегда действовать со знанием дела. Другими словами, всякое умение формируется на основе широкого круга знаний о процессе деятельности, о ее средствах и условиях. Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач.
Всякое умение включает в себя не только двигательные, физические, но и определенные умственные действия. Действовать умело - означает действовать «с умом», самостоятельно планировать процесс своей деятельности, находить в каждом конкретном случае наиболее рациональные способы действия.
В географическом образовании следует различать 1) перцептивные, 2) интеллектуальные, 3) двигательные навыки.
1.Перцептивный навык - это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик достаточно хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
2.Интеллектуальный навык - это автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.
3.Двигательный навык - это автоматизированное воздействие на внешний объект в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательный навык является высшим по уровню развития навыком и включает в себя многие перцептивные и интеллектуальные компоненты и регулируется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов (27,44,45,78,120).
Все указанные типы навыков должны специально планироваться и сознательно закладываться в содержание школьного географического образования.
Различные навыки обладают разной степенью обобщенности. Специальными психологическими исследованиями установлено, что чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлен, тем более он обобщен и динамичен (18,19,32,33).
Формирование любого навыка является системно детерминированным психологическим процессом, определяемым следующими факторами: 1)мотивация, 2)обучаемость, 3)прогресс в усвоении, 4)упражнение, 5)подкрепление, 6)способ формирования (в целом или же по отдельным частям-составляющим), 7)уровень развития субъекта, 8)наличие необходимых знаний и умений, 9)способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и др.), 10)обратная связь; 11)полнота уяснения его содержания, 12)постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интриоризированность, скорость и др.) и т.п
Различные сочетания отмеченных факторов создают различные психологические модели процесса формирования навыка. Одна из этих моделей состоит в том, что в самом начале формирования навыка наблюдается сравнительно быстрый, интенсивный прогресс в его становлении и развитии, который затем постепенно замедляется. Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12
Другое по географии
Предмет. Метод. Задачи и функции региональной экономики
Предмет региональной экономики Региональная экономика—это область научных знаний изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионах в тесной увязк ...