F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Основные компоненты содержания географического образования

В школьных курсах географии раскрываются причинно-следственные связи, определяющие особенности каждого компонента природы: рельефа, климата, вод суши, Мирового океана, почв. Так, рельеф рассматривается как следствие сложного взаимодействия, во-первых, внутренних (эндогенных) причин (горообразование, медленные движения земной коры, вулканизм и, во-вторых, внешних (экзогенных) причин (оледенение, морские трансгрессии, работа текучих вод, ветра и т.д.). Раскрытие причинно-следственных связей составляет основу для формирования понятия «природно-территориальный комплекс» – центрального понятия всех курсов школьной географии.

В содержании школьной географии раскрываются следующие основные виды причинно-следственных связей: между социально-экономическим строем и особенностями населения и хозяйства; между историческим развитием страны и современными чертами ее хозяйства; между экономико-географическим положением территории и условиями и особенностями развития хозяйства; между природными условиями и особенностями развития хозяйства; между природными условиями и ресурсами и структурой и размещением хозяйства и т.д.

Для географии характерно оперирование не отдельными причинно-следственными связями, а установление целого комплекса причин, раскрытие многозначных связей, что объясняется сложностью изучаемых географией объектов, явлений и процессов, которые можно понять только при учете воздействия многих факторов.

ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Законы - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между различными явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Всякий закон выражает существенные, глубинные свойства и отношения того или иного предмета, явления или процесса. В философском понимании закон - это форма всеобщности, выражающая общие отношения, связи, присущие явлениям данного класса окружающей действительности.

Познание законов представляет собой главную задачу современного научного знания и выступает основой преобразования людьми окружающей внешней среды и своей собственной личности. От понятия «закон» следует отличать родственное ему понятие «закономерность». Закономерность - это обобщение нескольких или даже многих законов.

Любая закономерность выражает наиболее существенные, устойчиво повторяющиеся связи и отношения между объектами, процессами и явлениями, проявляя их глубинную сущность. Познание закономерностей совпадает с переходом от рассмотрения отдельных эмпирических фактов к формулированию обобщенной теории.

Известно, что существование и развитие всех явлений и процессов окружающей среды подчиняется определенным закономерностям. Любое явление или процесс социальной или природной действительности детерминировано объективными законами и является проявлением этих законов. Детерминация тех или иных явлений окружающей действительности может иметь как однозначный, так и вероятностный характер. Если предшествующие состояния системы однозначно предопределяют ее последующие состояния, то процесс развития подчиняется строго однозначной (линейной) детерминации. Если же в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно, то развитие такой системы подчиняется вероятностной детерминации. В обществе все законы и закономерности реализуются благодаря деятельности людей и, следовательно, в значительной мере обусловлены субъективными факторами. Именно поэтому все процессы и явления социальной сферы, рассматриваемые в содержании географического образования, имеют не линейную, а вероятностную (системную) детерминацию. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по географии

Рекреационные ресурсы России
Рекреация как специфическая сфера человеческой деятельности и соответствующая инфраструктура сложилась исторически недавно вместе с ростом производительности общественного труда (с чем связано высвобождение части вр ...