F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Основные компоненты содержания географического образования

Представления в содержании географического образования.

В методике обучения географии представления подразделяются на 1) представления памяти и 2) представления воображения.

Представления памяти

образуются на основе непосредственного восприятия объекта или соответствующих наглядных пособий.

Представления воображения– это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, например при чтении или слушании описания предмета. С помощью механизмов воображения ученик может из описания предмета представить себе пустыню Намиб, металлургический комбинат в Магнитогорске, озеро Севан в Армении и т.д.

Видная роль во всех школьных курсах географии принадлежит пространственным представлениям

– представлениям о форме объектов и их положении относительно других объектов. Среди них особенно большое значение имеют картографические представления, т.е. представления о взаимном расположении объектов на географических картах.

Каждому понятию в содержании школьной географии соответствует определенное представление, которое может быть либо обобщенным, либо единичным. Так, в процессе изучения начального курса географии у учащихся должны быть сформированы единичные и обобщенные представления – образы каждого компонента природы и наиболее важных явлений и процессов, имеющих место в географической оболочке.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Факты - это различного рода эмпирические сведения, которые привлекаются в обучении географии для большей доказательности основных теоретических положений, гипотез или научных истин.

В философии принято различать объективные и субъективные факты. Под объективными фактами понимают некоторые события, явления, определенные фрагменты реальности, составляющие объект человеческой деятельности или познания. К группе объективных фактов относятся, например, научные факты.

Научные факты

- это отражение объективных фактов в человеческом мышлении и сознании, то есть описание этих фактов посредством некоторого искусственного или естественного языка. Научные факты служат основой теоретических обобщений, которые были бы без них просто невозможны. Будучи единичным явлением или событием, любой факт, как известно, всегда связан многообразными отношениями со множеством других фактов. Поэтому географическое образование должно дать по возможности достаточно полную картину фактов со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных фактов составляет научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве которых выступают научные понятия.

Факты в содержании школьного географического образования весьма разнообразны, что вполне соответствует многообразию и сложности изучаемых современной наукой объектов, явлений и процессов. К числу географических фактов относятся, например, названия тех или иных природных или социальных объектов, цифровые сведения и данные. Факты, равно как и представления, относятся к группе эмпирических знаний.

Теоретические и эмпирические знания в содержании географического образования структурированы в целостные системы знаний, то есть в логически целостные темы, разделы, абзацы и т.д. Ведущая тенденция в конструировании содержания географического образования школьников состоит в первоочередном отражении и целенаправленном раскрытии теоретических знаний и, соответственно, в уменьшении удельного веса знаний эмпирического характера. Эта тенденция вполне соответствует требованиям теории развивающего обучения, утверждающей главенствующую роль научных понятий и теоретического содержания в общем и интеллектуальном развитии личности ребенка. Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по географии

Научно-техническая политика в Сибири
Актуальность изучения «Территориальная организация населения» обусловлена не только растущим значе­нием экономических проблем, в решении которых важная роль отводится вопросам рационального размещения и территориальной ...