F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Основные компоненты содержания географического образования

Ведущая роль и основополагающая функция в географическом образовании принадлежат целям и содержанию образования, от которых «производны» формы, методы и средства обучения географии. Основными компонентами содержания географического образования учащихся общеобразовательных школ являются: 1) мировоззренческие идеи, 2) знания, 3) умения и навыки 4) опыт творческой деятельности, который, к сожалению, пока не удалось четко зафиксировать ни в одной из ныне действующих программ по географии. Эти компоненты выделены в соответствии с основными положениями современной дидактики и общей концепцией образования в современной общеобразовательной школе (117,118). И хотя выделение этих компонентов носит в значительной мере условный характер, рассмотрение именно этой схемы представляется оправданным и заслуживающим внимания.

Несомненно, знания вне действий не существуют, а всякая мировоззренческая идея также есть определенный вид знания. Вместе с тем между вышеупомянутыми компонентами существуют не только черты общности, но и многие принципиально важные различия, проявляющиеся как в их психологических функциях, так и методике формирования. Рассмотрим указанные компоненты более подробно.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ

Мировоззренческие идеи в содержании географического образования рассматриваются, во-первых, как важнейший структурный компонент образования; во-вторых, как особые (теоретические, идеальные) средства формирования у личности географического мышления. В философском плане всякая идея есть высшая форма отражения действительности и, следовательно, в этом плане идея «выше» понятия.

Идея - это форма постижения в мысли явлений объективной действительности, включающая в себя осознание цели познания и практического преобразования мира. Однако любая мировоззренческая идея не сводится только к некоторой фиксации результатов опыта, но является отражением того или иного предмета, свойства или отношения не просто в их наличном существовании, но и в необходимости и возможности, в тенденции своего развития. Идея представляет собой высшую форму теоретического освоения действительности. В любой мировоззренческой идее происходит наиболее полное совпадение мысли с объективной реальностью. Идея - это объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое всегда «готово» для своего практического воплощения. Эти два момента всякой идеи - одновременное отражение объективной реальности и постановка практической цели перед субъектом - находятся в органичном единстве, определяют ее специфику, место и функции в движении и развитии человеческого мышления и сознания в целом. Идея является активным опосредующим звеном в развитии творческой деятельности человека, создающей новые, ранее не существующие формы реальности. Все это позволяет рассматривать мировоззренческие идеи как определенные средства перехода от идеального к материальному, от педагогической теории к школьной практике.

В научном познании идеи не только как бы подытоживают некоторый опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой синтеза и обобщения знаний в целостную систему, выполняют роль определенных эвристических принципов восприятия, понимания и объяснения явлений природы и общества, поисков новых путей решения той или иной возникшей проблемы. Значение идеи заключается также в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность или закон явлений, позволяющего преобразовывать эту действительность. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по географии

Внешнеэкономические связи РФ. Место России в международном разделении труда
Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудни ...