Исследователи отмечают и негативные моменты развития свободных экономических зон: это избыточность развития инфраструктуры, фрагментация производства, социальная напряженность в связи с территориальной контрастностью (неравенство в заработной плате), повышенная эксплуатация местной рабочей силы в развивающихся странах. Число свободных экономических зон всех типов в 90-х гг. превысило 900, они распространены уже в 90 странах, их доля в мировом экспорте выросла с 7,7% в 1979 г. до 20% в 1985 г. и достигла 1/3 в 90-х гг. (превысила 1 трлн долл.). Географически свободные экономические зоны получили значительное распространение в странах различных типов. Можно выделить зоны порто-франко в Генуе, Гамбурге, Гибралтаре, известные уже несколько веков, и более новые: зоны экспортных производств и приграничные индустриальные зоны — Шеннон в Ирландии, Каосюн на Тайване, Масан, Батаан на Филлипинах, инвестиционные зоны в Шри-Ланке, промышленные парки в Сингапуре, специальные экономические зоны Китая. В России преобладают производственно-экспортные и свободные таможенные зоны — Находка, Выборг, Калининград и др. (всего 15 территориальных образований).
4. Решение экологических проблем. Третичный сектор, доля которого в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более безопасен в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.
5. Открытость экономики постиндустриальных стран, в которую третичный сектор вносит существенный вклад. Мировой экспорт услуг (см. подробнее в главе «Внешнеэкономические связи) в 1995 г. составил 1230 млрд долл., т.е. примерно 1/4 объема товарного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентрирована, чем товарный оборот (табл. 18).
Таблица 18
Внешняя торговля услугами в 1995 г. (млрд долл)
Страны
Экспорт
Импорт
США
178
125
Франция
89
70
Италия
59
58
Великобритания
59
51
Япония
57
109
Германия
53
99
Нидерланды
40
38
Бельгия—Люксембург
36
34
Испания
34
18
На открытость экономики постиндустриальных стран значительное воздействие оказывает «невидимый экспорт», который можно разбить на пять групп: транспортные услуги; финансовые; туризм: связь и предоставление информационных данных, профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, аудиторская и бухгалтерская деятельность, менеджмент и т.д.).
Реклама стала одним из главных видов сервисной деятельности: за 15 лет (с 1980 по 1995 гг.) затраты на рекламу выросли в 3 раза — с 65 млрд до 200 млрд долл., в том числе газетная реклама с 30 до 90 млрд, на телевидении с 20 до 60 млрд долл. Особенно активны американские рекламные фирмы на западноевропейском рынке; число их агентств за последнее десятилетие выросло с 60 до 250. Во Франции на пять крупнейших рекламных фирм приходится 60% стоимости всего оборота рекламного бизнеса. Всего в Западной Европе на три крупнейших агентства приходится более 1/3 затрат на рекламу. Международный рекламный бизнес сосредоточен в нескольких центрах (табл. 19).
Таблица 19
Международные центры рекламы в 1993 г.
Центры
Оборот, млрд долл.
Число агентств
Нью-Йорк
25,5
147
Токио
24,1
38
Лондон
11,0
65
Париж
8,7
46
Чикаго
7,1
52
Лос-Анджелес
4,7
52 Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37
Другое по географии
Проблемы и перспективы современной демографической ситуации в России
Демография (от греч. demos — народ и ...графия), наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Последнее означает, что демография относится к обществен ...