В конце 80-х гг. в СССР выпускалось в год промышленной продукции 2 млрд т приблизительно на сумму 200 млрд долл. (стоимость продукции японской автомобильной промышленности), т.е. в среднем стоимость 1 т продукции составляла всего 100 долл. Эта удешевленность производства свидетельствует об утяжеленности всего хозяйства, что создает огромные проблемы и производственные, и транспортные, и экологические, не позволяет решать задачу переструктурирования промышленности. Однако, как показал опыт западных стран, между изменением потребностей (спроса) и сдвигами структуры производства стоит как бы социальный субъект этих социальных потребностей — само общество, которое тоже неизбежно должно измениться в сторону создания социальных гарантий, выработки определенной социальной психологии.
Последняя включает:
1) мотивацию к труду, что определяется материальной заинтересованностью и свободой выбора приложения своих трудовых навыков и профессиональных знаний;
2) экологическое сознание общества;
3) социальную ориентацию:
4) интеллектуализацию (соотношение синих и белых воротничков) и гуманизацию труда, в значительной мере определяющих качество трудовых ресурсов;
5) демократизацию общества (в определенной степени выступает как реакция на тоталитарную систему стран социализма);
6) демилитаризацию экономики (конверсия военной промышленности в нашей стране так и не была проведена, и расходы на ВПК превышают 10% ВВП, тогда как в США они составляют менее 6%).
Структурно постиндустриальное общество в результате этих процессов тоже неизбежно меняется: растет так называемый средний класс, обеспечивающий стабильность всего общества, его устойчивое эволюционное развитие, значительное улучшение криминогенной обстановки. Опыт показывает, что такая устойчивость в обществе наступает тогда, когда доля среднего класса превышает 50% всего населения, тогда как в России, по разным подсчетам, эта цифра колеблется от 8 до 20%.
И только в этих условиях создаются предпосылки для кардинальных изменений структуры материального производства — и отраслевой, и организационной, а постепенно — и территориальной. Одним из ярких признаков постиндустриального развития является рост значения мелкого предпринимательства, более открытого к внедрению инноваций, более гибкого по отношению к меняющемуся спросу на потребительском рынке, что отвечает, напомним, переходу к принципу «экономии многообразия» (табл. 16).
Таблица 16
Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г.
Страны
Число малых предприятий
Доля малых предприятий в численности занятых, %
Доля малых предприятий в ВВП,%
в тыс.
на 1000
жителей
Великобритания
2630
46
49
53
Германия
2290
37
46
54
Италия
3920
68
73
60
Франция
1980
35
54
62
Страны ЕС в целом
15770
45
72
67
США
19300
74
54
52
Япония
6450
50
78
55
Россия
836
6
9,6
11
Таким образом, Россия в отличие от постиндустриальных стран Запада остается страной крупного и среднего предпринимательства. Концентрация малых предприятий (6 фирм на 1 тыс. жителей) на порядок ниже аналогичного показателя в развитых странах. В 1997 г. на малых предприятиях России работало 6 млн человек, что по крайней мере в 5 раз меньше, чем можно было ожидать при прогрессивной современной структуре хозяйства. В таких странах, как Германия и Япония, продукция малых предприятий составляет 40% стоимости их экспорта. Перейти на страницу: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Другое по географии
Усть-Катав
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Население 25,3 тыс. чел. (2005). Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Чел ...