F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Транспорт и сфера услуг

В конце 80-х гг. в СССР выпускалось в год промышленной про­дукции 2 млрд т приблизительно на сумму 200 млрд долл. (сто­имость продукции японской автомобильной промышленности), т.е. в среднем стоимость 1 т продукции составляла всего 100 долл. Эта удешевленность производства свидетельствует об утяжеленности всего хозяйства, что создает огромные проблемы и производствен­ные, и транспортные, и экологические, не позволяет решать задачу переструктурирования промышленности. Однако, как показал опыт западных стран, между изменением потребностей (спроса) и сдви­гами структуры производства стоит как бы социальный субъект этих социальных потребностей — само общество, которое тоже неиз­бежно должно измениться в сторону создания социальных гаран­тий, выработки определенной социальной психологии.

Последняя включает:

1) мотивацию к труду, что определяется материальной заинтере­сованностью и свободой выбора приложения своих трудовых навы­ков и профессиональных знаний;

2) экологическое сознание общества;

3) социальную ориентацию:

4) интеллектуализацию (соотношение синих и белых воротнич­ков) и гуманизацию труда, в значительной мере определяющих ка­чество трудовых ресурсов;

5) демократизацию общества (в определенной степени выступа­ет как реакция на тоталитарную систему стран социализма);

6) демилитаризацию экономики (конверсия военной промыш­ленности в нашей стране так и не была проведена, и расходы на ВПК превышают 10% ВВП, тогда как в США они составляют ме­нее 6%).

Структурно постиндустриальное общество в результате этих про­цессов тоже неизбежно меняется: растет так называемый средний класс, обеспечивающий стабильность всего общества, его устойчи­вое эволюционное развитие, значительное улучшение криминоген­ной обстановки. Опыт показывает, что такая устойчивость в обще­стве наступает тогда, когда доля среднего класса превышает 50% всего населения, тогда как в России, по разным подсчетам, эта цифра колеблется от 8 до 20%.

И только в этих условиях создаются предпосылки для карди­нальных изменений структуры материального производства — и отраслевой, и организационной, а постепенно — и территориаль­ной. Одним из ярких признаков постиндустриального развития яв­ляется рост значения мелкого предпринимательства, более откры­того к внедрению инноваций, более гибкого по отношению к меня­ющемуся спросу на потребительском рынке, что отвечает, напом­ним, переходу к принципу «экономии многообразия» (табл. 16).

Таблица 16

Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г.

Страны

Число малых предприятий

Доля малых предприятий в численно­сти занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП,%

в тыс.

на 1000

жителей

Великобри­тания

2630

46

49

53

Германия

2290

37

46

54

Италия

3920

68

73

60

Франция

1980

35

54

62

Страны ЕС в целом

15770

45

72

67

США

19300

74

54

52

Япония

6450

50

78

55

Россия

836

6

9,6

11

Таким образом, Россия в отличие от постиндустриальных стран Запада остается страной крупного и среднего предпринимательст­ва. Концентрация малых предприятий (6 фирм на 1 тыс. жителей) на порядок ниже аналогичного показателя в развитых странах. В 1997 г. на малых предприятиях России работало 6 млн человек, что по крайней мере в 5 раз меньше, чем можно было ожидать при прогрессивной современной структуре хозяйства. В таких странах, как Германия и Япония, продукция малых предприятий составляет 40% стоимости их экспорта. Перейти на страницу: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Другое по географии

Усть-Катав
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Население 25,3 тыс. чел. (2005). Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Чел ...