F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Транспорт и сфера услуг

К переработке потоков массовых грузов большинство портов ока­залось неподготовленным. В настоящее время происходит быстрое развитие инфраструктуры портов: в Гамбурге сооружена рудная га­вань Ганзапорт, откуда руда поступает по каналу от Эльбы в Пейне и Зальцгиттер.

Высокие требования к портам предъявляют контейнерные пере­возки. Специальные контейнерные терминалы сооружены в Любе­ке, Гамбурге, Бремерхафене, Амстердаме, Роттердаме, Антверпене, Дюнкерке, Гавре. Контейнерные терминалы требуют первокласс­ных автодорожных подходов и больших площадей для накопления и маневрирования контейнерами с помощью различного рода погрузчиков. Первое поколение контейнеровозов (14 тыс. бр.-рег. т, вместимость 700 контейнеров) было введено в 1968 г., второе (27 тыс. т, 400 контейнеров) — в 1970 г., третье (55 тыс. т, 2600 контейнеров) в 1980 г. Контейнеровозы четвертого поколения отли­чаются от судов третьего поколения большей ходовой скоростью.

К новым функциям портов относится обслуживание быстро раз­вивающихся грузовых и пассажирских паромных линий, всего ком­плекса подводной добычи нефти.

Морской транспорт, который под воздействием НТР способен все гибче приспосабливаться к новым явлениям и тенденциям раз­вития мирового хозяйства, в свою очередь становится все более серьезным фактором сдвигов в территориально-производственной структуре экономики как на национальном, так особенно на между­народном уровне, является ведущим субъектом хозяйственного ос­воения океанических пространств.

Вопросы

1. Из каких компонентов складывается современное морехозяйство?

2. Какова роль прибрежной контактной зоны «суша-море»?

3. В чем специфика освоения ресурсов Мирового океана?

4. Каковы особенности процесса интернационализации в сфере морехозяйства?

5. Назовите экономико-географические особенности морского транспорта как отрасли, во многом формирующей территориальную структуру мирового хозяйства.

6. Роль судов под «удобными флагами» и экономический смысл их исполь­зования.

7. Каковы основные экономико-географические тенденции изменения ми­рового фрахтового рынка?

8. Каковы основные тенденции изменений в структуре морских перевозок?

9. В чем суть процесса, получившего название «контейнерная революция» и его экономико-географических последствий?

10. Какова роль морского транспорта в формировании трансконтиненталь­ных транспортных «мостов»?

11. В чем заключаются современные функции крупных морских портов?

12. Каковы экономико-географические признаки приморских регионов?

13. Как меняется территориальное соотношение триады «форланд—порт— хинтерланд»?

14. В чем причины «бегства» портов от городов и усложнения портовых функций?

15. Чем можно объяснить перемещения мирового центра морехозяйствен-ной активности из Атлантики в бассейн Тихого океана?

Сфера услуг

Согласно марксистской доктрине (в которой третичному сектору, как нематериальному производству, вообще не было места) сфера материального производства делится на четыре сектора: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и грузовой транспорт (иногда включался пасса­жирский транспорт общего пользования). Таким образом, транс­порт также рассматривался как отрасль материального производст­ва. Этим как бы подчеркивалась производственная детерминиро­ванность хозяйства. В современных условиях, когда на передний план все более выступают социальные проблемы, структура хозяй­ства рассматривается уже иначе. Первичный сектор — это отрас­ли, непосредственно связанные с природными ресурсами, — добы­вающая промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйства; вто­ричный сектор — обрабатывающая промышленность, нацеленная на изготовление конечного продукта; третичный сектор, или сфера услуг, — непроизводственная сфера деятельности, направленная на создание условий для функционирования хозяйства и жизнедея­тельности населения. (Из этой третичной сферы ныне выделяют и четвертичную сферу — науку, или научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки — НИОКР.)

Отсюда следует, что и транспорт, да и всю производственную инф­раструктуру можно и следует отнести к непроизводственной сфере. Это первая, «систематизационная», особенность третичного сек­тора. Далее надо отметить опережающие темпы развития третич­ного сектора в странах — членах Организации экономического со­трудничества и развития (промышленно развитые страны Запада). И, наконец, третья особенность —интенсивное изменение внут­ренней покомпонентной структуры третичного сектора — возраста­ние роли производственных услуг, обеспечивающих кардинальные сдви­ги в отраслевой, территориальной и организационной структуре ос­новных производственных отраслей. Эти изменения в составе третич­ного сектора проявились за последние 15—20 лет. Производственные услуги не только не зависят от уровня основного производства, но становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в большей степени определяют, что и как производится. Например, в Велико­британии число занятых в сфере производственных услуг за 1980— 1995 гг. выросло на 40% (на 720 тыс. человек), тогда как в сфере личных услуг лишь на 15% (на 600 тыс. человек). Перейти на страницу: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Другое по географии

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ ...