К переработке потоков массовых грузов большинство портов оказалось неподготовленным. В настоящее время происходит быстрое развитие инфраструктуры портов: в Гамбурге сооружена рудная гавань Ганзапорт, откуда руда поступает по каналу от Эльбы в Пейне и Зальцгиттер.
Высокие требования к портам предъявляют контейнерные перевозки. Специальные контейнерные терминалы сооружены в Любеке, Гамбурге, Бремерхафене, Амстердаме, Роттердаме, Антверпене, Дюнкерке, Гавре. Контейнерные терминалы требуют первоклассных автодорожных подходов и больших площадей для накопления и маневрирования контейнерами с помощью различного рода погрузчиков. Первое поколение контейнеровозов (14 тыс. бр.-рег. т, вместимость 700 контейнеров) было введено в 1968 г., второе (27 тыс. т, 400 контейнеров) — в 1970 г., третье (55 тыс. т, 2600 контейнеров) в 1980 г. Контейнеровозы четвертого поколения отличаются от судов третьего поколения большей ходовой скоростью.
К новым функциям портов относится обслуживание быстро развивающихся грузовых и пассажирских паромных линий, всего комплекса подводной добычи нефти.
Морской транспорт, который под воздействием НТР способен все гибче приспосабливаться к новым явлениям и тенденциям развития мирового хозяйства, в свою очередь становится все более серьезным фактором сдвигов в территориально-производственной структуре экономики как на национальном, так особенно на международном уровне, является ведущим субъектом хозяйственного освоения океанических пространств.
Вопросы
1. Из каких компонентов складывается современное морехозяйство?
2. Какова роль прибрежной контактной зоны «суша-море»?
3. В чем специфика освоения ресурсов Мирового океана?
4. Каковы особенности процесса интернационализации в сфере морехозяйства?
5. Назовите экономико-географические особенности морского транспорта как отрасли, во многом формирующей территориальную структуру мирового хозяйства.
6. Роль судов под «удобными флагами» и экономический смысл их использования.
7. Каковы основные экономико-географические тенденции изменения мирового фрахтового рынка?
8. Каковы основные тенденции изменений в структуре морских перевозок?
9. В чем суть процесса, получившего название «контейнерная революция» и его экономико-географических последствий?
10. Какова роль морского транспорта в формировании трансконтинентальных транспортных «мостов»?
11. В чем заключаются современные функции крупных морских портов?
12. Каковы экономико-географические признаки приморских регионов?
13. Как меняется территориальное соотношение триады «форланд—порт— хинтерланд»?
14. В чем причины «бегства» портов от городов и усложнения портовых функций?
15. Чем можно объяснить перемещения мирового центра морехозяйствен-ной активности из Атлантики в бассейн Тихого океана?
Сфера услуг
Согласно марксистской доктрине (в которой третичному сектору, как нематериальному производству, вообще не было места) сфера материального производства делится на четыре сектора: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность и грузовой транспорт (иногда включался пассажирский транспорт общего пользования). Таким образом, транспорт также рассматривался как отрасль материального производства. Этим как бы подчеркивалась производственная детерминированность хозяйства. В современных условиях, когда на передний план все более выступают социальные проблемы, структура хозяйства рассматривается уже иначе. Первичный сектор — это отрасли, непосредственно связанные с природными ресурсами, — добывающая промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйства; вторичный сектор — обрабатывающая промышленность, нацеленная на изготовление конечного продукта; третичный сектор, или сфера услуг, — непроизводственная сфера деятельности, направленная на создание условий для функционирования хозяйства и жизнедеятельности населения. (Из этой третичной сферы ныне выделяют и четвертичную сферу — науку, или научные исследования и опытно-конструкторские разработки — НИОКР.)
Отсюда следует, что и транспорт, да и всю производственную инфраструктуру можно и следует отнести к непроизводственной сфере. Это первая, «систематизационная», особенность третичного сектора. Далее надо отметить опережающие темпы развития третичного сектора в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (промышленно развитые страны Запада). И, наконец, третья особенность —интенсивное изменение внутренней покомпонентной структуры третичного сектора — возрастание роли производственных услуг, обеспечивающих кардинальные сдвиги в отраслевой, территориальной и организационной структуре основных производственных отраслей. Эти изменения в составе третичного сектора проявились за последние 15—20 лет. Производственные услуги не только не зависят от уровня основного производства, но становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в большей степени определяют, что и как производится. Например, в Великобритании число занятых в сфере производственных услуг за 1980— 1995 гг. выросло на 40% (на 720 тыс. человек), тогда как в сфере личных услуг лишь на 15% (на 600 тыс. человек). Перейти на страницу: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Другое по географии
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли Центрального федерального округа в экономике страны. Центральный федеральный округ ...