Быстрый рост привел к «перегреву» экономик и тяжелому финансовому кризису в этих странах в начале 1998 г.
Мировой товарный экспорт (трлн долл. в ценах 1990 г.) развивался следующим образом: 1950 г. — 0,35; 1960 г. — 0,50; 1970 г. — 1,25; 1980 г. — 2,25; 1990 г. — 3,48; 1997 г. — 5,4.
Таким образом, за 40 лет объем мировой торговли вырос в 10 раз, причем по десятилетиям он увеличивался в 1,4, в 2,5, в 1,8 и в полтора раза.
Важнейшей характеристикой мирового внешнеторгового оборота является его товарная структура, которая под воздействием географического разделения труда и научно-технического прогресса претерпевает значительные изменения. Углубление международного географического разделения труда, которое выражается не только в предметной (т.е. на уровне готовой продукции), но и поузловой, подетальной и постадийной специализации производства, а также резкое снижение ресурсо- и материалоемкости хозяйства, ведут к сдвигам в структуре товарной массы, поступающей на мировой рынок. Происходит снижение доли продукции первичного сектора экономики — топлива, сырья, продовольствия и рост удельного веса продукции квалифицированных отраслей обрабатывающей промышленности, включая высокие технологии, т.е. особо наукоемкие производства.
За послевоенный период, таким образом, в структуре международного товарооборота произошли принципиальные изменения (табл. 25).
Радикальные изменения в структуре произошли именно за последнее десятилетие. Как уже говорилось выше, эти изменения сопровождались значительным ослаблением зависимости промышленно развитых стран Запада от импорта сырья из развивающихся стран (табл. 26).
Вся сложность товарной структуры внешнеторгового оборота связана с очень развитым международным географическим разделением труда и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения. Однако даже если ограничиться только рассмотрением некоторых сырьевых и продовольственных товаров, то степень их экспортности очень различна, что связано со степенью уникальности (или, наоборот, повсеместности) распространения источников данного сырья, а также с его транспортабельностью, т.е. транспортными затратами на единицу полезного вещества, содержащегося в данном товаре (см. таблицу 28).
Таблица 25
Сдвиги в структуре мирового товарооборота (% к итогу)
Товарные группы
1960 г.
1970 г.
1980 г.
1990 г.
Сырье и продовольствие
55
50
47
25
Готовая продукция
45
50
53
75
Таблица 26
Доля развивающихся стран в обеспечении сырьем (%)
Регионы и страны — потребители сырья
Продовольствие, с/х продукция
Топливо
Все виды сырья
1980
1995
1980
1995
1980
1995
ЕС
10
5
55
22
30
17
Северная Америка
8
4
20
15
16
12
Япония
13
8
90
72
50
22
Таблица 27
Товарная структура мирового экспорта в 1995 г.
Товарные группы
Объем экспорта,
млрд долл.
% к итогу
Сырье
Продовольствие
352
8
Топливо
370
9
Промышленное сырье
132
3
Цветные металлы
85
2
Руды
62
2
Всего
1001
24
Готовые изделия и полуфабрикаты
Машины и транспортные средства
1527
35
Другие потребительские товары
480
11
Химикаты
370
9
Полуфабрикаты
365
8
Одежда
174
4
Другие текстильные изделия
153
4
Прокат черных металлов
147
3
Всего
3216
73
Другие товары (включая вооружение)
145
3
Итого
4362
100 Перейти на страницу: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
Другое по географии
Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...