F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Транспорт и сфера услуг

Быстрый рост привел к «перегреву» экономик и тяжелому фи­нансовому кризису в этих странах в начале 1998 г.

Мировой товарный экспорт (трлн долл. в ценах 1990 г.) развивал­ся следующим образом: 1950 г. — 0,35; 1960 г. — 0,50; 1970 г. — 1,25; 1980 г. — 2,25; 1990 г. — 3,48; 1997 г. — 5,4.

Таким образом, за 40 лет объем мировой торговли вырос в 10 раз, причем по десятилетиям он увеличивался в 1,4, в 2,5, в 1,8 и в полтора раза.

Важнейшей характеристикой мирового внешнеторгового оборота является его товарная структура, которая под воздействием географи­ческого разделения труда и научно-технического прогресса претерпе­вает значительные изменения. Углубление международного географи­ческого разделения труда, которое выражается не только в предмет­ной (т.е. на уровне готовой продукции), но и поузловой, подетальной и постадийной специализации производства, а также резкое сниже­ние ресурсо- и материалоемкости хозяйства, ведут к сдвигам в струк­туре товарной массы, поступающей на мировой рынок. Происходит снижение доли продукции первичного сектора экономики — топлива, сырья, продовольствия и рост удельного веса продукции квалифици­рованных отраслей обрабатывающей промышленности, включая вы­сокие технологии, т.е. особо наукоемкие производства.

За послевоенный период, таким образом, в структуре международ­ного товарооборота произошли принципиальные изменения (табл. 25).

Радикальные изменения в структуре произошли именно за по­следнее десятилетие. Как уже говорилось выше, эти изменения со­провождались значительным ослаблением зависимости промышленно развитых стран Запада от импорта сырья из развивающихся стран (табл. 26).

Вся сложность товарной структуры внешнеторгового оборота свя­зана с очень развитым международным географическим разделени­ем труда и огромным разнообразием потребностей в товарах произ­водственного и потребительского назначения. Однако даже если ограничиться только рассмотрением некоторых сырьевых и про­довольственных товаров, то степень их экспортности очень различна, что связано со степенью уникальности (или, наоборот, повсе­местности) распространения источников данного сырья, а также с его транспортабельностью, т.е. транспортными затратами на едини­цу полезного вещества, содержащегося в данном товаре (см. таб­лицу 28).

Таблица 25

Сдвиги в структуре мирового товарооборота (% к итогу)

Товарные группы

1960 г.

1970 г.

1980 г.

1990 г.

Сырье и продовольствие

55

50

47

25

Готовая продукция

45

50

53

75

Таблица 26

Доля развивающихся стран в обеспечении сырьем (%)

Регионы и страны — потребители сырья

Продовольст­вие, с/х продукция

Топливо

Все виды сырья

1980

1995

1980

1995

1980

1995

ЕС

10

5

55

22

30

17

Северная Америка

8

4

20

15

16

12

Япония

13

8

90

72

50

22

Таблица 27

Товарная структура мирового экспорта в 1995 г.

Товарные группы

Объем экспорта,

млрд долл.

% к итогу  

Сырье

Продовольствие

352

8  

Топливо

370

9  

Промышленное сырье

132

3  

Цветные металлы

85

2  

Руды

62

2  

Всего

1001

24  

Готовые изделия и полуфабрикаты

Машины и транспортные средства

1527

35  

Другие потребительские товары

480

11

Химикаты

370

9

Полуфабрикаты

365

8

Одежда

174

4

Другие текстильные изделия

153

4

Прокат черных металлов

147

3

Всего

3216

73

Другие товары (включая вооружение)

145

3

Итого

4362

100 Перейти на страницу: 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Другое по географии

Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...