7. Каков главный ограничивающий фактор в развитии цветной металлургии?
8. Какие страны обладают полным набором производства цветных металлов?
Машиностроительный комплекс
Машиностроение — главная отрасль промышленности: на нее приходится 35—38% стоимости промышленной продукции развитых стран и 34—36% занятых. В развивающихся странах эта доля гораздо меньше — 15—20% и менее.
По общей стоимости продукции первое место прочно занимают США, на втором месте — Япония, на третьем — ФРГ, лидер западноевропейского машиностроения; вслед за ними идет Китай. Масштабы машиностроительной продукции остальных стран уже на порядок меньше, но в число ведущих стран входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бразилия и Испания, которые замыкают десятку крупнейших производителей машиностроительной продукции мира. Все остальные страны дают суммарно менее 10% мировой машиностроительной продукции.*
* Ранее СССР прочно занимал второе место независимо от методики расчета стоимости машиностроительной продукции. Но теперь из-за свертывания основных военных производств и того, что значительная доля отраслей приходится на предприятия Украины, Беларуси, стран Балтии, любые сопоставления будут неточными. Тем не менее основная производственная база машиностроения России сохранилась и обладает высоким потенциалом.
США, Япония, ФРГ производят полную номенклатуру машиностроительной продукции. Меньшее разнообразие типично для машиностроения Великобритании, Франции, Италии, а также Канады. Китай — крупный экспортер продукции примитивного машиностроения, вроде велосипедов, а Россия по сути дела еще не нашла свое место на мировом рынке, но обладает большими возможностями вывоза вооружения и новейшей (в том числе космической) техники; в то же время она вынуждена ввозить много видов машин, ранее поставлявшихся из других республик бывшего Союза, из стран Восточной Европы. Поэтому и в России, и в Китае отрицательный баланс во внешней торговле машиностроительной продукцией.
Многие страны в Западной Европе также импортируют различные виды техники и одновременно вывозят высококачественные изделия, которые завоевали «место под солнцем» на мировом рынке. Так, Швейцария является крупным экспортером высококачественных станков, часов, приборов, крупногабаритного электро- и текстильного оборудования; в то же время страна ввозит автомобили и много другой машиностроительной продукции. Примерно также строится машиностроение Швеции и большинства других западноевропейских стран: на экспорт идут качественные изделия высоких технологий и одновременно ввозится широкая номенклатура обычных изделий, особенно электро- и радиотехники, прежде всего из Южной Кореи, Гонконга, Сингапура. «Новые тигры» Юго-Восточной Азии составляют вторую группу стран-экспортеров, работающих преимущественно на внешний рынок и особенно рынок США и даже Европы и поставляющих массовую, трудоемкую продукцию, как морские суда (Республика Корея вышла на первое место), автомобили, бытовую электротехнику и т.п. Если первая группа экспортеров, особенно европейских, базируется на высокой технологии и качестве, то вторая группа имеет возможность выпускать конкурентоспособные изделия за счет дешевизны труда.
Вне этих двух групп можно назвать страны, где машиностроение базируется на большой емкости внутреннего рынка — Китай, Бразилия, Индия. Их машиностроение пока еще только выходит на внешний рынок. Многие страны Латинской Америки, Азии, Африки свои потребности в машиностроительной продукции удовлетворяют полностью за счет импорта.
Россия и страны СНГ находятся в процессе становления своих хозяйственных структур, однако уже ясно, что есть крупные пробелы в номенклатуре производства, которые приходится либо покрывать импортом, либо восстанавливать заново. К ним относятся не только сложные изделия вроде станков или турбокомпрессоров, но и довольно элементарные изделия, «отданные» в свое время странам Восточной Европы — от аккумуляторов и даже электролампочек до вагонов, нефтяного оборудования и кабеля. Конечно, страна обладает огромными мощностями военно-промышленного комплекса, но его конверсия требует больших средств, а главное, политической воли, поскольку до сих пор имеются тенденции найти рынки сбыта для оружия, не учитывая, что оружие — это «политический товар» со своими законами сбыта. Во всяком случае, по разным расчетам, понадобится от 5 до 15 лет, прежде чем ВПК мог бы с лихвой покрыть потребности страны, приспособиться к требованиям рынка. Россия все еще занимает второе место по экспорту вооружения.
В отраслевой структуре отрасли преобладают общее машиностроение, электротехника (включая электронику), транспортное машиностроение. Доля общего машиностроения, занимавшего в конце 80-х гг. первое место, снизилась. Это связано с сокращением производства сельскохозяйственных машин, текстильного оборудования и т.п.; в то же время увеличился выпуск дорожно-строительных машин или появились новые производства — например, робототехника, конторское оборудование и т.п. Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Другое по географии
Николаев Николаевская область
Никола́ев (укр. Миколаїв) — город на юге Украины, административный центр Николаевской области. В честь города назван астероид, открытый Крымской астрофизической обсерваторией. ...