В итоге сложились следующие группы стран по уровню развития машиностроения с учетом международного разделения труда, специализации и кооперирования:
1. Страны со сравнительно полной номенклатурой производств — США, ФРГ, Япония.
2. Страны, обладающие малосущественными пропусками в структуре отрасли — Великобритания и с определенной долей условности Италия.
3. Страны, обладающие неполным набором отраслей машиностроения — Россия, Франция, Китай, с известной степенью условности Испания и Чехия.
4. Страны, ввозящие большую часть номенклатуры машиностроительной продукции, но с высокоразвитыми отдельными отраслями и с положительным внешнеторговым балансом по машинам — Швейцария, Швеция, страны НИС — экспортеры продукции машиностроения — Республика Корея, Сингапур, Тайвань.
5. Страны с высокой степенью зависимости от импорта, но обладающие отдельными высокоразвитыми подотраслями машиностроения, стоимость продукции которых составляет до 2/3 стоимости импорта — Нидерланды, Бельгия, Австрия, Дания, Венгрия, с определенной степенью условности сюда можно отнести и Малайзию. Когда-то к этой категории относились и Польша, Румыния, Болгария, но пока их хозяйство находится в процессе перестройки, и трудно сказать, какое место они в итоге займут. Близка к ним и Украина.
6. Страны с крупными масштабами производства, имеющие однако такие пробелы в структуре производства, что экспорт по стоимости машин покрывает лишь половину импорта — Канада, Бразилия, Мексика, а также Индия.
7. Страны, где при значительных общих масштабах производства внешнеторговый баланс резко отрицателен, — Австралия, ЮАР, Аргентина.
8. Страны, имеющие отдельные экспортные и узко специализированные виды машиностроения — Финляндия, Норвегия, Израиль, а также Греция и Португалия; Пуэрто-Рико стала филиалом американских машиностроительных компаний, ориентированных на экспорт в Латинскую Америку; сюда входят несколько стран третьего мира, вроде Маврикия, поставляющего на мировой рынок дешевые карманные приемники.
10. Страны, где машиностроение имеет хотя и значительные масштабы, но явно недостаточно для удовлетворения нужд своих стран — Турция, в какой-то степени Иран, Египет.
11. Страны с зачаточным машиностроением, вроде Нигерии.
12. Страны с преимущественно ремонтно-сборочными предприятиями, вроде Эфиопии, Камбоджи и многих других стран третьего мира.
На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости мирового машиностроительного производства. Этот регион, представляющий самую широкую номенклатуру продукции и наиболее высокую ее квалификацию, импортирует значительное количество изделий средней и низкой сложности из Азии, а также из Европы. Этот регион выступает на мировых рынках как крупнейший экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Экспорт стандартной продукции осуществляется главным образом из США в Канаду и Латинскую Америку.
Разделение труда в машиностроительном производстве США в какой-то степени повторяет международную схему. Наиболее развитым районом выступает индустриальный Восток (почти 50% стоимости продукции американского машиностроения). Второй по значению район Тихоокеанских штатов — примерно 15%. Это район быстро растущий за счет изделий высокой сложности и прежде всего электроники. Но тем не менее машиностроение Тихоокеанских штатов имеет далеко не полную номенклатуру, ибо четко специализировано на новейших отраслях производства.
Третьим по значению районом размещения машиностроения является Юг (около 20%). Он еще более специализирован и выделяется рядом важных отраслей, но в целом обладает менее разнообразной номенклатурой, чем предыдущие два. Выделяется прежде всего нефтяное машиностроение, авиационная промышленность, растет радиоэлектроника, так же, как и автосборка.
Рынок массовой машиностроительной продукции США в немалой степени определяет тенденции развития машиностроительной продукции Западной Европы, на которую приходится около 25— 30% продукции мирового машиностроения. Эта доля сильно колеблется: несмотря на то, что продукция стран ЕЭС используется в большей степени внутри самого региона, его зависимость от внешних рынков неизменно выше, чем у США. Будучи производителем продукции массового машиностроения, регион тем не менее сохранил позиции в сфере высокой технологии, особенно в станкостроении и производственном машиностроении. Иначе дела обстоят у Западной Европы в области электроники, где она проигрывает уже не только США и Японии, но и «азиатским тиграм», получая значительную часть продукции электроники из Сингапура и других «новых» производителей электронной продукции. Тем не менее в области производственного машиностроения, отчасти в автостроении, приборостроении позиции Западной Европы еще достаточно сильны. Именно в области станкостроения и производственного машиностроения наиболее сильны позиции ФРГ, а также Швейцарии, Италии, Швеции, Великобритании. Большая шестерка (Италия, Великобритания, Франция, Швейцария, Швеция, Бельгия) не намного уступает ФРГ. Все виды машиностроения в Западной Европе сосредоточены не только в первых семи странах, но и в ряде малых стран, таких как Австрия, Нидерланды; даже в Испании имеются крупные производства, как, например, автомобильные заводы. В отдельных видах выделяются Финляндия и Португалия. Поэтому Западную Европу надо рассматривать как целостный регион с широким распространением машиностроения всех видов, тем более что кооперирование в машиностроении в Европе налажено очень широко. Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Другое по географии
Характеристика Карагандинской области
К моменту обретения независимости Республика Казахстан Карагандинская область подошла с мощной производственно-технической базой. За период становления по уровню промышленного развития Центральный Казахстан занима ...