Отбор методов и средств обучения. Выбор методов и средств обучения не является абсолютно произвольным. Этот выбор зависит в первую очередь от целей и содержания учебного материала урока, подготовленности учащихся, их организованности, дисциплины и возрастных особенностей. Кроме того, учитывается опыт учителя, его «почерк», т.е. владение в большей степени тем или иным методом, наличие материальной базы (например, географического кабинета, учебных пособий, дидактического материала к уроку).
Прежде всего важно решить, какой учебный материал будет дан учащимся в готовом виде, в изложении учителя, а какие вопросы будут изучены школьниками самостоятельно. Если при первичном ознакомлении с теоретическими знаниями у школьников выявляется отсутствие необходимых опорных знаний, умений и навыков, то целесообразно использовать различные приемы объяснительно-иллюстративного метода, например, рассказ, объяснение, объяснительное чтение текста учебника или метод проблемного изложения. Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (например, подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем). Когда же учащиеся имеют определенный запас теоретических знаний и умений, то на первое место выдвигаются репродуктивный и частично-поисковый методы: самостоятельные работы на уровне применения знаний и умений в сходной ситуации (т.е. по образцу), эвристическая беседа и др. Если учебный материал можно использовать для постановки творческого или проблемного задания, соответствующего по своей трудности познавательным возможностям учащихся, то на уроке целесообразно предусмотреть применение исследовательского метода обучения. Выбор методов зависит также от места изучаемой темы в структуре данного курса.
При определении методов обучения необходимо принимать во внимание возрастные особенности школьников. Поскольку для средних и старших подростков характерны неустойчивое внимание и относительно быстрая утомляемость, то учитель должен существенно разнообразить методы и приемы учебной работы, чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, использовать игровые элементы (например, прием путешествия по карте, соревнование звеньев при нахождении пунктов по географическим координатам, географические кроссворды и т.д.). На уроках в X классе рекомендуется периодически использовать лекцию (как прием объяснительно-иллюстративного метода), что в целом соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста.
Планируя урок, учитель обязательно принимает во внимание затраты времени, которые связаны с применением каждого метода. Методы обучения для каждого урока должны быть отобраны с учетом планирования всей темы. При этом чрезвычайно важно предусмотреть, чтобы в системе уроков по теме были бы достаточно полно представлены творческие методы обучения – частично-поисковый, исследовательский и проблемное изложение. Перейти на страницу: 1 2
Другое по географии
Территориальная организация угольной промышленности РФ
Природно-ресурсный потенциал страны по территории размещается равномерно. Основные и наиболее перспективные источники природных богатств расположены преимущественно на востоке и севере России и удалены от освоенных райо ...