F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Сельское хозяйство

Однако по вполне очевидным причинам то многообразное сель­скохозяйственное производство, которое возникло на земном шаре, обслуживается в первую очередь наземными видами транспорта. Притом, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, резкое расширение транспортной системы предшествовало перехо­ду сельского хозяйства на индустриальную базу и формированию межотраслевых продовольственных и агросырьевых комплексов. По­ныне чем хуже территория обеспечена путями сообщения, тем в большей мере пространственная дифференциация аграрной эконо­мики зависит от «рисунка» сети путей сообщения и тем сильнее возрастает значение магистральных дорог, вдоль которых формиру­ются очаги товарного сельского хозяйства. Оно приобретает также все более интенсивный характер, поскольку располагающиеся на этих магистралях города становятся центрами притяжения жите­лей глубинных районов. Подобная картина отчетливо прослежива­ется, например, в Тверской области России вдоль трассы Москва— Санкт-Петербург, где плотность сельского населения в 2—2,5 раза выше, чем на обезлюдевшей периферии. Ее слабая обеспеченность дорогами выступает мощным фактором, тормозящим развитие мес­тного агропроизводства.

Закономерно, что специализация сельского хозяйства наиболее продвинулась в США, где, во-первых, в силу обширности террито­рии отчетливо выражены порайонные различия в агроприродной обстановке и, во-вторых, отсутствует проблема бездорожья: в сельской местности дороги образуют сетку с расстоянием 3,2 км в одном направлении и 1,6 км в другом. К тому же, при насыщенно­сти ферм сельскохозяйственными машинами и орудиями и высокой стоимости наемной рабочей силы возможность более полного использования имеющейся техники составляет весомый дополни­тельный аргумент в пользу порайонной специализации агропроиз­водства.

Рис. 28. Уровни интенсивности сельского хозяйства региона Москва—Санкт-Петербург (по Т.Г.Нефедовой)

В США в условиях надежно налаженного, хорошо оснащенного и скоростного транспортного обслуживания даже пригородное сель­ское хозяйство резко сдало свои позиции. Задача, которая на нем лежала, во многом решается теперь принципиально иным путем: снабжение жителей крупных городов свежими овощами, фруктами, картофелем, зачастую молоком ведется из отдаленных от потреби­телей районов, но обладающих самыми благоприятными предпо­сылками для получения той или иной аграрной продукции с наименьшими издержками. Тем же путем следует уже пригородное хозяйство в Западной Европе, где продукции французских или не­мецких товаропроизводителей бывает трудно соперничать с южно­европейской — не в их пользу действует и менее теплый климат, и относительная дороговизна живого труда, вложения которого в вы­ращивание плодовых и огородных культур очень значительны.

Транспорт служит также действенным средством аграрной поли­тики государства. Оно в состоянии через повышение или пониже­ние ставок на перевозки существенно воздействовать на развитие и размещение сельскохозяйственного производства. Вот один из из­вестных примеров: действовавший с 1897 по 1913 г. так называе­мый «челябинский перелом», согласно которому для хлеба, шедше­го из Сибири, тариф исчислялся до Челябинска и после него раз­дельно. От Челябинска расстояния начинали отсчитывать заново, как будто довезенный до Челябинска груз был здесь выгружен, сдан адресату и затем снова отправлен на запад. Это был прямой удар по сибирскому крестьянину-хлеборобу в пользу помещиков европейской части России, чтобы усилить конкуренцию производимого в их хозяйствах зерна на хлебном рынке. Имеются и примеры обрат­ного рода: в Канаде удешевлена доставка кормового зерна из степ­ных провинций в восточные с целью облегчить там развитие интен­сивного животноводства. Перейти на страницу: 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Другое по географии

География электроэнергетической промышленности
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека, энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Просчёты этой области имеют серьёзные последствия. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и раб ...