F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Сельское хозяйство

Крупное производство в аграрном секторе.

В подобной об­становке сохранение крупных землевладений, имеющих феодаль­ный генезис, малооправданно, ибо они сравнительно с мелкими не­избежно нацелены на менее интенсивные методы ведения произ­водства. В Бангладеш, например, до осуществления в 70-х гг. аграр­ной реформы крестьяне, имевшие участки площадью до 0,4 га, вто­рично в году засевали 2/3 обрабатываемого клина, а в землевладе­ниях свыше 10 га этот показатель составлял лишь 1/4. То обстоя­тельство, что в странах Востока помещики обычно не ведут своего хозяйства, а сдают землю в аренду, влечет за собой интенсифика­цию агрикультуры, но одновременно означает отказ от реализации тех преимуществ, что принесли бы более крупные размеры произ­водства. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в тех случаях, когда помещичьи латифундии размещаются на наиболее продуктивных землях, которые лучше других отзываются на допол­нительные вложения труда и капитала. Подобное положение прослеживается в андийских странах. Так, в Колумбии выположенные плодородные участки в речных долинах заняты слабо используемы­ми пастбищами помещичьих хозяйств; крестьянские же наделы при­урочены к гораздо менее удобным для возделывания элементам релье­фа — склонам и водораздельным пространствам.

Особый тип крупных сельскохозяйственных предприятий обра­зовали плантации, зарождение которых последовало за эпохой Вели­ких географических открытий и было связано с развитием машинной индустрии, неуклонно расширявшей спрос на сырье, и увеличением емкости рынка потребительских товаров в странах, где формирова­лось буржуазное общество. Однако и плантации всегда опирались на дешевые земельные и трудовые ресурсы, причем рекрутирование рабочей силы долго основывалось на внеэкономических мето­дах принуждения. На примере плантационного сектора история еще раз показала, что крупные хозяйства в аграрной сфере сравнитель­но легко решают свою проблему занятости, пока в деревне еще существует докапиталистическое перенаселение, но уже ослабли социальные связи, удерживающие жителей в пределах сельской об­щины, и появилось отходничество. С развитием массовых миграций в город и ростом цены рабочих рук в более выигрышном положении оказываются семейные фермы, поскольку размеры их производства регулируются величиной семьи, а потому спрос на наемный труд достаточно ограничен.

На сходные выводы наталкивает и исторический опыт советской деревни. Насаждавшиеся колхозы и совхозы во многом были сход­ны с плантациями XVIII—XIX вв. Крестьян жестко прикрепили к местам приложения труда и выделили им приусадебные участки, аналогичные тем парцеллам, которые предоставляются плантаци­онным рабочим для возделывания продовольственных культур. Таким путем уменьшается стоимость рабочей силы. Когда же у колхозни­ков появилась возможность покидать деревню, началось ее обезлюдение с неизбежным распадом навязанной ей социально-организа­ционной системы агропроизводства.

Плантациям в развивающихся странах все труднее в настоящее время выдерживать конкуренцию мелких товаропроизводителей, и крупный иностранный капитал ищет новые формы втягивания тра­диционного аграрного сектора в международные рыночные отноше­ния. При этом используются методы, уже апробированные агробиз­несом на своей «родине». Все чаще, например, при выращивании арахиса в Сенегале и других странах Западной Африки или хлопчатника в Мали продукция закупается согласно заранее заключен­ным с земледельцами контрактам. Компании, сами не занимаясь непосредственно сельскохозяйственным производством, поставля­ют деревне сортовые семена и удобрения, оказывают ей агротехни­ческую помощь и гарантируют приобретение урожая по фиксиро­ванным ценам. Такой подход нередко диктуется тем обстоятельст­вом, что зарубежный капитал опасается проведения в государствах третьего мира земельных реформ и других акций, направленных против иностранной собственности, и избегает там инвестировать значительные средства в недвижимость. Перейти на страницу: 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Другое по географии

Эволюция теории и практики маркетинга как формы управленческого предпринимательства
«Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать сами себя». Питер Друкер Маркетинг – это на ...