F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Транспорт и сфера услуг

система сель­ского хозяйства, остающаяся характерной для областей влажнотропических лесов. Представляет собой одну из форм залежного земле­делия, при которой почвенное плодородие поддерживается сменой полей, а не севооборотами. Обычно участок возделывают до тех пор, пока почва не обнаруживает признаки истощения или сорняки не забивают культурные растения. Тогда земля забрасывается на отдых, и с помощью рубки и пожогов леса осваивается новый участок-подсе­ка в другом месте. Данная система в экологическом отношении хоро­шо приспособлена к природному окружению, но для успешного ее функционирования требуются большие площади, так что с ростом населения она испытывает постоянное давление со стороны других типов сельского хозяйства. К числу отличительных черт подсечно-огневого хозяйства относят отсутствие сколько-нибудь развитого жи­вотноводства и обработку земли мотыгой, а не плугом.

Полюса (центры) роста

— представление о территориально-отраслевых системах, служащих стимуляторами регионального и общегосударственного развития благодаря развитию и территори­альной концентрации пропульсивных отраслей хозяйства (см.); по­нятие введено Ф.Перру и Ж.Будвилем.

Постфордизм

— современная организация производства, свя­занная с переходом от разделения труда «по вертикали», основан­ного на принципе «экономии масштаба» (фордизм), к разделению труда по «горизонтали», базирующемуся на принципе доставки «точ­но в срок» (см.) и обеспечивающему гибкую рыночную ориента­цию и специализацию.

Потребительское сельское хозяйство

— отличается высокой долей конечной продукции, идущей на удовлетворение нужд самих производителей. Производственная единица может варьировать от крестьянского двора до семейного клана или всего селения. В отдель­ных случаях потребительское хозяйство совсем не располагает това­рами на продажу или обмен, но подобная ситуация наблюдается ныне редко. Как правило, имеет место выращивание некоторых рыночных культур или содержание скота в коммерческих целях, причем соотно­шение потребительской и товарной продукции может сильно коле­баться год от года. Преимущественно потребительская экономика опи­рается на земледелие, а животноводство, хотя обычно и представле­но, все же играет вспомогательную роль.

Пригородное сельское хозяйство

— формируется вокруг горо­дов, прежде всего крупных, с целью удовлетворения массового спроса урбанизированного населения на аграрную продукцию. Специализи­ровано преимущественно на производстве скоропортящихся и мало­транспортабельных сельскохозяйственных товаров. Характеризуется, как правило, капиталоёмкостью, высокой интенсивностью и наличи­ем специализированных предприятий, использующих промышленную технологию (парники, теплицы, бройлерные фабрики). С удешевлени­ем и ускорением транспортных перевозок обнаруживается тенденция к размыванию зон пригородного сельского хозяйства.

Природные условия

— понимаются в узком смысле как тела и силы природы, которые на данном уровне развития производитель­ных сил существенны для жизни и деятельности человеческого обще­ства, но не участвуют непосредственно в материальной и непроиз­водственной деятельности людей. При таком подходе совокупность естественных ресурсов и природных условий, рассматриваемых в их вещной форме, можно называть природным фактором жизни об­щества.

Природные условия, понимаемые в широком смысле, включают естественные ресурсы, которые при данном подходе выступают ча­стным видом первых. К ним причисляют также географическое по­ложение территории.

Продовольственный комплекс

— совокупность производств и инфраструктуры, образующих полный цикл для создания и реали­зации продовольственной продукции. В его состав входят те произ­водства и звенья агропромышленного комплекса, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей населения в продовольствии.

Пропульсивные отрасли (виды деятельности) —

наиболее передовые отрасли для каждого «длинного» цикла (см.) экономи­ческой конъюнктуры. Для лидирующей группы современных го­сударств, вступивших в период постиндустриального развития, это виды деятельности, связанные с информатикой, микроэлектроникой, биотехнологией и генной инженерией, НИОКР, банковской сфе­рой. Вместе с тем для каждой конкретной страны и региона пропульсивными могут стать ведущие отрасли предыдущих циклов — горная, химическая и металлургическая промышленность, текстиль­ное и швейное производство, автомобилестроение (сохраняющее свои позиции и в постиндустриальньгх странах), транспорт.

Пространственная иерархия

— система географических еди­ниц «от меньшего к большему»; в социально-экономической геогра­фии используется таксономия: место—сочетание—комплекс—рай­он—страна (государство)—объединение государств—глобальная си­стема. В ранге исходной единицы «место» может выступать любое поселение, промышленный центр, транспортный узел (см. также «центральное место», «территориально-производственный комп­лекс»). Перейти на страницу: 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Другое по географии

География авиационной промышленности мира
Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), возникшая в эпоху НТР интегрированная отрасль машиностроения, объединила созданную еще в период НТР авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. АРКП наряду с ...