F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Теоретические основы географии мирового хозяйства

Рис. 14. Ценовые воронки и конусы спроса:

1 — кривая спроса; 2 — конус спроса; 3 — ценовая воронка

А.Лёш исходил из того, что есть чисто экономические причины дифференциации человеческой деятельности на поверхности Зем­ли, даже если абстрагироваться от географических и исторических различий от места к месту. Этих основных причин три: транспорт­ные издержки, экономия от масштаба и потребности сельского хозяй­ства в пространстве. При действии «экономии масштаба» и отсутст­вии транспортных издержек все производство концентрировалось бы в одном или немногих местах на заводах оптимальных размеров, размещенных случайным образом. При наличии транспортных из­держек и отсутствии экономии масштаба производство могло бы вестись в малых размерах в любом месте. При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности — промышлен­ность и сфера услуг — будут размещаться в местах, между которы­ми произойдет определенное разделение рынков сбыта, что приве­дет к пространственной дифференциации территории. Для форма­лизации отношений между факторами введены новые понятия — ценовые воронки и конусы спроса.

Пусть население расселено равномерно и вкусы людей одинако­вы. Если FT (рис. 14.1) — кривая индивидуального спроса на пиво и ОР — цена на пиво в месте Р, то местные жители купят PQ бутылок пива. По удалении от места Р цена вырастет на размер транспортных издержек и объем спроса соответственно уменьшит­ся. В F пиво из Р вообще не будет продано. Следовательно, общий объем сбыта равен объему конуса, образованного вращением треу­гольника PQF вокруг PQ (рис. 14.1). Завод, расположенный в Р, окружен конусом спроса (рис. 14.2) и ценовой воронкой (рис. 14.3), которая становится круче с повышением удельных транспортных издержек. Ареал сбыта пивоваренного завода образован окружно­стью с радиусом l. Аналогично ареалы сбыта ячменя, хмеля и труда образуются кругами различных радиусов вокруг Р.

Второй вариант системы центральных мест — оптимизация транс­портной сети, что требует соответствующей перестройки границ дополняющих районов, как это показано на рис. 13, Б. В этом слу­чае определенное число населенных пунктов располагается на транс­портных магистралях, связывающих более крупные города. Напри­мер, кратчайший путь между центральными местами 1 и 5 проходит через обслуживаемый населенный пункт 2. Требованию транспорт­ной оптимизации соответствует иерархия с К = 4, когда централь­ное место более высокого порядка обслуживает три соседних насе­ленных пункта более низкого порядка. Такое положение может воз­никнуть при доминировании данного центрального места над тремя из шести своих ближайших соседей, или же если этот центр делит свое влияние на шесть ближайших соседей с другим центральным местом того же ранга в иерархии.

Третий вариант соответствует оптимизации административной структуры, при которой происходит четкое разграничение централь­ных мест разных рангов в иерархии. Это возможно только в том случае, если каждый населенный пункт более высокого порядка включает в свой дополняющий район все центры более низкого ранга, т.е. эти центры располагаются внутри рыночной зоны дан­ного центрального места. На рис. 13, В населенный пункт 2 нахо­дится в пределах рыночной зоны центрального места 1. Подобная организация приводит к иерархии с К = 7. Перейти на страницу: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Другое по географии

Оренбург
Оренбу́рг — город в России, административный центр Оренбургской области. Численность населения на 1 января 2010 года — 525 600 человек (28-е место по численности населения в России). ...