F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Шпаргалка по Экономической географии

3)

Технико-экономические факторы (определяют затраты на пр-во и реализацию сырья): - энергоемкость – большой расход энергии на единицу выпущенной продукции (цв. металлургия, гидролизное пр-во); - материалоемкость (цв., черная металлургия); - водоемкость (текстильное пр-во, гидролизное пр-во); - наукоемкость – внедрение инноваций и научная организация труда на единицу продукции (машиностроение, авиастроение, роботостроение); - фондоемкость – стоимость основных фондов с учетом их износа, в расчете на единицу продукции (тяжелая пром-ть, электроэнергетика); - капиталоемкость – большие финансовые вложения в новое строительство и реконструкцию пр-ва (тяжелая пром-ть); - транспортабельность: * отрасли тяготеющие к источнику сырья (лесная, химическая пром-ть); * отрасли тяготеющие к районам потребления (все отрасли легкой пром-ти, хлебопекарня).

4)

Экологический фактор: - учет сложившийся экологической ситуации и прогноз на будущее; - разработка охранных мероприятий, создание очистительных сооружений; - соблюдение экологических нормативов.

5)

Организационно-экономический фактор: - кооперирование – участие нескольких предприятий или отраслей в выпуску конечного продукта 1 вида (машиностроение); - комбинирование – соединение на 1 предприятии несколько пр-в или отраслей (черная металлургия); - концентрация – процесс сосредоточения объемов пр-ва и рост его масштабов на ограниченных по площади территориях (развитие металлургии на Урале); - специализация – выпуск однородной продукции (* предметная –1 предмета; * по детальная; * технологическая).

Все факторы тесно связанны между собой, хотя и отличаются один от другого по экономико-географической сущности. Факторы не действуют в одиночку. Они работают в совокупности от 1 до 3 факторов. Разделены на группы

: 1) Природные: сырьевой, водный, территориальный, земельный; 2) Экономические: энергетический, научно-технический прогресс, квалифицированные трудовые ресурсы (инженерно-технический потенциал); 3) Демографические; 4) Транспортный (расстояние).

Пофакторный анализ размещения производств.

В практике размещения опираются на следующие факторы: сырьевой, энергетический, водный, транспортный, трудовой факторы. Например, все добывающие предприятия - сырьевой, транспортный; черная металлургия – сырьевой, топливный, водный, энергетический; цветная металлургия – энергетический, водный сырьевой; машиностроение – трудовой, научно-технический прогресс, транспортный.

6. Развитие и размещение отраслей рыночной спец-ции пром-ти Северо-Западного ф. округа. Эк-кое значение Санкт-Петербурга и современные региональные проблемы.

Центр – г. Санкт-Питербкрг.

Среди предпосы­лок развития района в условиях становления рыночного хозяйства мож­но выделить следующие:

1) удобное транспортно-географическое положение, обусловленное расположением на древних торговых путях, связывающих Северную Европу с Московским государством и странами Востока, способство­вало развитию мощной транспортной системы;

2) приморское положение, после потери 5 круп­ных портов в Литве, Латвии и Эстонии это превратило район практически в единственное «окно в Европу» на Балтике;

3) приграничное положение района, когда помимо границ с Фин­ляндией установлены границы с Эстонией и Латвией, что существенно из­менило военно-стратегическое положение этой части России;

4) более чем 200-летнее столичное положение района предопредели­ло здесь концентрацию пр-ва разнообразных товаров народного потребления, высококвалифицированных кадров, концентрацию на­учных учреждений;

5) соседство с высокоразвитым Центром; богатым минерально-сы­рьевыми ресурсами Севером; дружественно настроенными государствами акватории Балтийского моря.

Район расположен на северо-западе европейской части России, занимает лишь 1,2% территории страны (десятое место), сосредоточи­вает 5,4% ее населения, концентрирует пр-во наукоемкой про­дукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (мор­ское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механичес­кие изделия), выпуск продукции химической и лесной пром-ти, товаров народного потребления. С/х основу составляет животноводство, главным образом молочное и мясное скотоводство, свиноводство и льноводство. Наличие развитого портового хо­з-ва усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море. Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-запад занимает видное место в развитии туризма, а концент­рация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяю­щих НТП в России. Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по географии

География электроэнергетики России
Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается как часть единой народно - хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электро ...