. От Москвы ж/дороги лучеобразно расходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке ж/д сеть менее развита. В восточных районах основная Транссибирская магистраль
проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии: Южно-Сибирская
и Средне-Сибирская
. В Западной Сибири железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой
соединила нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.
Проблемы развития и размещения.
Слабое развитие внутреннего транспортного рынка обостряет проблему государственного регулирования и разработки антимонопольного механизма в условиях естественной монополии. Остро стоит проблема развития инфраструктуры транспортного комплекса. Это традиционно отсталая сфера. До кризиса только 6 часть капиталовложений вкладывалась в инфраструктуру, обеспечивающую продвижение грузов, а остальное - в транспортные средства и их обеспечение. В результате эффективность работы была невысока: вагоны лишь треть времени находились в пути с грузом, а суда и автомобили - не более половины.
2. Экономическое районирование России. Таксономия экономических районов.
Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние эк-кие связи. Эк-кий район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Классификация экономических районов:
1. По площади: - макрорайоны; - мезарайоны; - микрорайоны (Волго-Вятский).
2. По особенностям специализации и комплексного развития: - районы высшего типа развития (Центр). (Признаки – высокий уровень специализации (много отраслей); специализация складывается в основном из обрабатывающей промышленности; высокий уровень развития экономических связей); - районы среднего типа (Север, Урал); районы низшего типа развития.
3. По наличию трудовых ресурсов: - трудоизбыточные (Северо-Кавказ); - трудообеспеченные (Поволжский, Северо-Западный ФО); - трудонедостаточные (зона Севера).
4. По наличию природных ресурсов.
5. С/х
Основные принципы районирования:
1.
Экономический принцип. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2.
Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3.
Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.
Эти принципы являются основополагающими для экономического районирования России.
Главные принципы выделения экономических зон
- уровень хоз-го освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В другом – на привозном сырье. Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
В настоящее время в России выделяется 11 экономических районов:
1.Северный (в европейской части); 2.Северо-Западный; 3.Центральный; 4.Волго-Вятский; 5.Центрально-Черноземный; 6.Поволжский; 7.Северо-Кавказский; 8.Уральский; 9.Западно-Сибирский; 10.Восточно-Сибирский; 11.Дальневосточный.
Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.
35. Экономическое районирование России. Федеральные округа. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
Другое по географии
Основные экологические проблемы городов мира
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием ан ...