Введение в теорию дифференциальной ренты I позволяет связать воедино все три фактора и выявить в аналитической форме общую закономерность возникновения зон разной специализации.
Опишем механизм зонирования в теории Тюнена, по Е.Данну. Взаиморасположение зон задается формулой:
R = Y (Р — С) — YD(f),
где R — дифференциальная рента I по местоположению (в долл./l км2); Y — урожайность (в т/км2); Р — цена продукта; С — производственные издержки на единицу продукции (в долл./l т продукции); D — расстояние от центрального рынка (в км); F — транспортные издержки (в долл./ткм).
При таких размерностях в уравнении ренты при Y = 1000 т/км2, Р = 100 долл./т, С = 50 долл./т и F = 1 долл./ткм величина ренты (R) должна составить: в центре города 50 тыс. долл./км2, на расстоянии 10 км от него — 40 тыс. долл./км2, 20 км — только 30 тыс. долл./км2. На расстоянии 50 км и более от центра города производство данной культуры будет убыточно. Конкурентоспособность двух культур i и j на одной и той же территории зависит от их урожайности Y и относительной доходности (Р — С).
Когда для двух культур i и j оказывается справедливым условие
то они образуют две пространственно отграниченные зоны; культура i преобладает в круговой зоне, прилегающей к городу, а культура / занимает кольцевидную зону с внешней ее стороны.
Иное соотношение членов в приведенном неравенстве приведет либо к обратной картине размещения этих культур, когда культура / займет внутреннее кольцо, либо к полному вытеснению одной культуры другой на всех доступных для нее землях, либо к выращиванию обеих культур в одной и той же зоне, «бок о бок», без какой-либо пространственной дифференциации на зоны.
В границах «изолированного государства» пространственная дифференциация в использовании земель и сельскохозяйственном производстве стала результатом действия трех факторов:
1) номенклатуры и объемов аграрного производства, требуемых городом;
2) технологии аграрного производства и перевозок готовой продукции;
3) стремления каждого производителя к максимизации земельной ренты путем производства таких видов продукции, для которых положение его земель относительно рынка сбыта наиболее выгодно.
Взаимодействие этих факторов привело к образованию классических колец (зон, поясов), изображенных на рис. 4.
Рис. 4. Использование земель в «изолированном государстве»:
0 — город; 1 — огородничество и садоводство; 2 — лесное хозяйство;
3 — плодосменное хозяйство; 4 — выгонное хозяйство; 5 — трехпольная система; 6 — экстенсивное скотоводство
Эта исходная схема зонирования территории была рассчитана Тюненом на основе теоретических предпосылок и огромного объема фактической информации, которую он многие годы скрупулезно собирал, ведя реальное хозяйство в имении Теллов (Мекленбург) и поставляя продукцию в город Росток. Именно записи о потребностях рынка, ценах, урожайности, производственных и транспортных издержках легли в основу конкретных расчетов, облегших плотью теоретические построения.
Кроме описанных предпосылок, следует учесть, что в первой из четырех теоретических схем, приведенных в работе Тюнена, все перевозки сельскохозяйственной продукции в город совершаются одним видом транспорта — гужевым. Лошадь и телега принадлежат сельским хозяйствам и перевозка идет за их счет. Нет ни системы множественных тарифов, зависящих от характера грузов, ни транзитных рефрижераторов, ни других, ставших привычными для нас видов транспорта. Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Другое по географии
Кизел
Кизел — город в Пермском крае, административный центр Кизеловского муниципального района. Имеет статус городского поселения. Население 21,1 тыс. жителей (2008), с подчинёнными населёнными пунктами — 30.286 человек ( ...