F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Межпредметные связи

Межпредметные связи – это согласованное изучение разных учебных предметов, позволяющее 1) отразить такую особенность современного научного знания, как процесс интеграции различных наук и 2) обеспечить формирование в сознании учащихся целостной картины окружающего мира.

География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей существенно превосходит все другие учебные предметы в современной общеобразовательной школе. Главная функция межпредметных связей в процессе обучения географии заключается в усилении объяснительного элемента.

Обращение к знаниям по физике, химии, биологии помогает более глубоко раскрыть многие вопросы физической географии, т.к. законы этих естественных наук определяют и развитие географической оболочки. Для начального курса географии большое значение имеют связи с курсом «Вселенная», изучаемого в младших классах. Современные особенности географии населения и хозяйства во многих случаях нельзя понять без учета исторического прошлого страны или района, что определяет большую роль межпредметных связей с историей для повышения научного уровня курсов экономической географии. Формирование многих умений работы с картами, со статистическим материалом опирается на математическую подготовку школьников.

Учет межпредметных связей – один из принципов разработки содержания географического образования. Согласно этому принципу, из программ и учебников исключается материал, уже известный учащимся из других учебных предметов, что в целом позволяет ликвидировать педагогически неоправданные повторы. С другой стороны, ряд вопросов по физической и экономической географии рассматривается с опорой на знания школьников по другим учебным предметам. Так, раскрывая понятие «солнечная радиация», можно предложить учащимся вспомнить о трех видах передачи тепла, с которыми они знакомы из курса физики, - о теплопроводности, конвекции, об излучении.

Круг основных межредметных связей школьной географии должен быть специально определен в программе по каждой теме или крупному разделу. Для их успешного использования в процессе обучения учитель должен быть осведомлен о содержании других учебных предметов. Следует, однако, иметь в виду, что многие знания по другим учебным предметам, важные для понимания географических явлений и процессов, учащиеся получают с опозданием, уже после изучения соответствующих вопросов по географии. Все это делает проблему межпредметного согласования программ еще более сложной.

Связи географии с другими учебными предметами являются двусторонними: география не только опирается на подготовку учащихся по другим учебным дисциплинам, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения многих вопросов физики, биологии, истории и т.д.

Межпредметные связи в обучении географии могут устанавливаться с помощью следующих путей и частных методических приемов:

-привлечение биологических, химических, физических знаний для раскрытия важнейших географических закономерностей;

-постановка вопросов комплексного характера на восстановление из памяти и систематизацию знаний из других учебных предметов;

-выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;

-работа с таблицами и иллюстрациями;

-изучение межпредметных тем и выполнение междисциплинарных проектов;

-составление комплексных характеристик различных глобальных, региональных и локальных проблем и частных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.;

-вовлечение школьников в различные виды деятельности по охране и исследованию природы родного края;

-побуждение учащихся к участию в опросе своих товарищей, к задаванию вопросов, направленных на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов и др. Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Развитие и размещение отраслей промышленности Северо - Западного федерального округа
Огромная территория России еще в дореволюционные годы требовала изучения ее территориальных особенностей, природно – ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социальн ...