Вопросы
1. Из каких подсистем состоит производственная инфраструктура?
2. Каковы основные функции инфраструктуры?
3. Каковы отличительные признаки инфраструктуры, определяющие особенности ее территориальной структуры?
4. В чем заключается внеотраслевой территориальный эффект развития инфраструктуры?
5. Объясните феномен особой инерционности в развитии инфраструктуры.
6. Чем вызвано повышение роли инфраструктуры на современном, постиндустриальном этапе развития?
7. Как определяется уровень обеспеченности инфраструктурой?
8. В чем причины недооценки роли производственной инфраструктуры?
9. Какова роль инфраструктуры в индуцировании освоенческих и районообразующих функций территории?
10. Какова роль инфраструктуры в «расширении» и «концентрации» пространства, в реализации ресурсного потенциала территории?
Мировая транспортная система и ее роль в повышении адаптивности мирового хозяйства
Современный этап развития транспортной системы.
Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в характер международной торговли, вызывая наряду со структурными сдвигами в товарных потоках изменение схем транспортного обеспечения. Быстрое изменение структуры производственных мощностей на транспорте происходит в связи с расширением спроса на перевозочную работу на мировых товарных рынках, а главное — в результате новых требований к качеству транспортных услуг. Сыграла здесь свою роль и необходимость обновления основного капитала в условиях обострения конкурентной борьбы. Характерным результатом научно-технической революции на мировых транспортных рынках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости, развитие интермодальных сообщений.
Наиболее острой конкуренции на транспортных рынках подвержены сухопутные виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, а также речной — особенно в тех случаях, когда они обеспечивают доставку грузов до морских портов. Проходящая параллельно с научно-технической революцией монополизация транспортных средств только обостряет конкуренцию.
Транспортные системы по своему техническому уровню, масштабам, организационным формам и качеству транспортного освоения международных пассажирских и грузовых потоков адаптируются к новым требованиям клиентуры. Среди них на передний план все в большей степени выступает фактор качества транспортного обслуживания, тогда как затраты отодвигаются на второй план. Эти новые требования связаны:
с усиливающейся дифференциацией отправлений: наряду с возрастанием размера грузоотправлений, по мере увеличения территориального разрыва в технологическом процессе ряда производств растет потребность в перевозках грузов мелкими партиями;
со стремлением к повышению эффективности перевозок в связи с ростом транспортных издержек;
с необходимостью приспособления к меняющейся структуре экономических связей;
с обеспечением регулярности и ритмичности пассажирских и грузовых перевозок;
с повышением уровня сохранности и скорости доставки грузов;
с необходимостью обеспечения безопасности движения при увеличивающейся его интенсивности в условиях продолжающейся территориальной концентрации населения и производства в районах транспортных узлов и вдоль основных транспортных осей;
с резким повышением уровня комфортности в международных пассажирских сообщениях;
с необходимостью учета экологического аспекта развития транспорта (включая вопросы отчуждения территории под транспортное строительство);
с необходимостью снижения энергоемкости транспорта.
Таким образом, качество транспортного обслуживания приобретает особое значение в связи с развитием международных форм производственного кооперирования.
Все эти факторы ведут к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного, а также воздушного транспорта, к совершенствованию международных транспортных коммуникаций путем развития и модернизации инфраструктуры, обслуживающей эти связи, ускорения оборачиваемости транспортных средств, интенсивного развития смешанных бесперегрузочных сообщений, соответствующей специализации транспортных средств и услуг, образования крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.
В основе всех этих изменений в транспортной системе лежат принципиальные сдвиги в структуре грузовой массы, предъявляемой к перевозке, что наложило свой отпечаток на структуру стоимости товара у потребителя, обозначенную аббревиатурой СИФ. В период первоначального накопления капитала и индустриального развития, когда в структуре грузовой массы преобладали относительно дешевые массовые грузы и транспортная составляющая достигала 30—40% и более, главной задачей транспортной отрасли было снизить удельные затраты на транспортировку. Это достигалось главным образом за счет увеличения грузоподъемности транспортных средств в соответствии с принципом экономии масштаба. Переход к постиндустриальному этапу развития поставил совершенно новые задачи перед транспортными отраслями. Более того, без кардинальной перестройки транспортной системы, без превращения ее в распределительно-логистическую систему доставки движение мирового хозяйства к своему постиндустриальному этапу было бы невозможным. Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Другое по географии
Сравнительная экономико географическая характеристика населения С
На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет о ...