Таблица 11
Мировой пассажирооборот (внегородской) по видам транспорта
Виды транспорта
1950 г.
1970 г.
1980 г.
1995 г.
млрд. ткм
%
млрд. ткм
%
млрд. ткм
%
млрд. ткм
%
Железнодорожный
655
25,8
1284
15,2
1680
11,8
1872
10,2
Автомобильный
1820
71,6
6533
77,2
11250
79,0
14551
79,3
в т.ч. автобусный
377
14,8
1411
16,7
2706
19,0
3486
19,0
легковой
1443
56,8
5122
60,5
8544
60,0
11065
60,3
Внутренний водный
15
0,6
42
0,5
57
0,4
55
0,3
Морской
20
0,8
25
0,3
43
0,3
37
0,2
Воздушный
30
1,2
566
6,7
1210
8,5
1835
10,0
Всего
2540
100,0
8450
100,0
14240
100,0
18350
100,0
С проблемой подвижности тесно связан вопрос автомобилизации населения. Рост автомобилизации — это один из самых устойчивых динамичных и неэластичных процессов в рамках развития человечества за послевоенный период, чем во многом и определяются различия в уровне подвижности. Этот показатель по развивающимся странам тоже значительно варьирует и в целом относительно низок, так как отражает только поездки на механических видах транспорта без учета велосипедных и пеших передвижений — в наиболее экономически отсталых странах — 0,65, а в Северной Африке — 2,0, в Латинской Америке — 1,5.
Важным типологическим критерием, отражающим транспортную парадигму хозяйственной системы, является соотношение грузовых и пассажирских перевозок (1 ткм по «весу» приравнивается к 1 пассажиро/км), при всей условности таких сопоставлений. Здесь мы исходим из двухпродуктивности (грузовые и пассажирские перевозки) транспорта. Безусловно, это соотношение тесно коррелирует с уровнями приведенных выше показателей транспортоемкости и подвижности. Это соотношение для США равно 1,2 (т.е. по абсолютному размеру общий грузооборот в 1,2 раза превосходит суммарный междугородный пассажирооборот), для Западной Европы 0,34, для Японии 1,1, для России 7,8, для Восточной Европы 3,53, в развивающихся странах — от 0,4 в наименее развитых странах, до 2,5 в странах Северной Африки. В значительной мере на это соотношение, так же, как и на подвижность, влияет развитие в регионе или отдельной стране туризма и всей рекреационной сферы. Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Другое по географии
Демографические проблемы России
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонасел ...