В последние десятилетия виноделие в странах Западной Европы сократилось более чем на 10 млн. гл (что равно общему производству вин в бывшем СССР). Тем не менее Италия занимает по-прежнему первое место в мире по производству виноградных вин — 61 млн гл (1994 г.), второе место — Франция (57 млн гл). На эти две страны приходится 40% мирового виноделия, остальные страны мира производят 180 млн гл. Среди них в Европе крупными производителями стали Испания (15—18 млн гл), Португалия (10— 12 млн гл) и ФРГ (10 млн гл). В западном полушарии выделяются США (20 млн гл) и Аргентина (8—10 млн гл).
В пивоварении крупными производителями являются США, ФРГ, Великобритания и многие другие западноевропейские страны, но в них производство растет только за счет экспортного спроса. И только в Японии и в странах НИС и Китае усиленно растет производство пива; туда же вывозится и большая часть европейских излишков пива. Россия является одним из крупных производителей пива, но поскольку его потребление быстро растет (по типу спроса в менее развитых странах), большое количество пива ввозится, как и вин и виноводочных изделий.
В общем, тенденция развития пищевой промышленности в менее развитых странах повторяет тенденции развития, характерные для высокоразвитых стран. Однако в высокоразвитых странах растет производство в пищевой промышленности разного рода полуфабрикатов. Именно эти отрасли сегодня являются лидерами в развитии пищевой промышленности высокоразвитых стран, в то время как «классическая» пищевая промышленность, включая хлебопечение, постепенно свертывается. В то же время в развивающихся странах растет консервная промышленность, ориентированная на рынок высокоразвитых стран, куда поставляются многочисленные соки, фруктовые консервы, в меньшей степени мясные и рыбные изделия.
Рыболовство и добыча других биоресурсов моря.
Эти виды хозяйственной деятельности относятся к числу древнейших занятий человечества. Как правило, они сочетались с теми занятиями, что были полностью привязаны к суше, но в ряде приморских районов явно доминировали. Благодаря техническому прогрессу на флоте создались предпосылки для постепенного превращения рыбного промысла в высокоспециализированную отрасль мирового хозяйства. Сказались прежде всего замена паруса механическими двигателями и появление холодильных установок, что позволило судам развернуть операции в открытом море с целью продления путины. Этому способствовало также неуклонное совершенствование как чисто промыслового оборудования, так и навигационного, включая разнообразные средства слежения за косяками рыбы. Мощный стимул для развития получила ихтиологическая наука, перед которой встала задача выявить новые районы и объекты лова.
Тенденция к пространственной дисперсии на океанических просторах сочетается с растущей географической концентрацией отрасли на берегу. Современные траулеры, выполняя свою главную функцию, превратились вместе с тем в своеобразные плавучие промышленные предприятия, на которых ведется первичная обработка (разделка, мойка, заморозка и т.д.) добытой продукции. Они уже не могут довольствоваться, как баркасы в прошлом, любой удобной бухтой для стоянки, а ориентируются на ограниченное число хорошо оснащенных, располагающих специальными причалами и складами портов. Последние должны иметь надежное транспортное сообщение с заводами по последующей обработке улова и с крупными районами потребления.
В развитых странах, где живучи традиционные варианты ведения промысла, соответственно сохраняется и распыленное размещение перерабатывающих производств. В ходу по-прежнему кустарные приемы копчения, вяления и сушки рыбы, не требующие больших затрат. Именно сушеная рыба служит для населения многих тропических областей самым дешевым источником белков животного происхождения. Однако отрасль не реализует в достаточной степени возможности для получения ценных видов продукции.
Сколь ни важна роль промышленных предприятий на берегу, их ключевая проблема, выражающаяся в необходимости обеспечить устойчивость сырьевой базы, решается в море. «Золотой век» рыболовства пришелся на 1948—1968 гг., когда мировой улов ежегодно увеличивался в среднем на 2,5 млн т, а по темпам роста достигал 6%. Сказалось то обстоятельство, что в зоне наиболее интенсивного промысла — в северной части Атлантики — резко сократились операции в период второй мировой войны, в результате чего биоресурсы здесь успели восстановиться. В последующем же технические улучшения на траулерном флоте и ввод в строй новых судов позволили в основном только компенсировать те потери, которые были вызваны чрезмерной эксплуатацией в 1948—1968 гг. многих традиционных объектов промысла: трески, сельди, анчоусов, камбалы, морского окуня, мерлузы, лосося.
Избыточная нагрузка на биоресурсы ощущается уже и в тех прибрежных акваториях, где в рыбном хозяйстве придерживаются прежних способов лова с применением архаичных орудий. Частично причиной истощения рыбных запасов в таких случаях является демографический фактор: в развивающихся странах население рыбацких деревень практически имеет мало шансов найти себе иные источники существования помимо традиционного. Перейти на страницу: 18 19 20 21 22 23 24 25
Другое по географии
Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...