F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Общая характеристика школьной программы по географии

Региональный обзор земного шара, в свою очередь, состоит из двух разделов:

1.Южные материки и страны Австралии, Африки и Южной Америки;

2.Северные материки и страны Северной Америки и Евразии.

В VII классе предусмотрено изучение южных материков. Вначале дается их сравнительная характеристика, раскрываются черты их сходства и различия, описывается природная зональность (Тема «Общий обзор южных материков»). Исходя из логики построения всех курсов географии, обзор отдельных материков начинается не с Африки, как это было ранее, а с Антарктиды – наиболее отдаленного от нас материка, единственного континента без постоянного населения. Затем изучаются Австралия и Океания, Африка и Южная Америка.

В программах подчеркиваются специфические особенности каждого материка: например, Австралия – материк пустынь, Африка – самый жаркий материк, Южная Америка – самый влажный континент. Затем характеризуются во взаимосвязи природные условия и ресурсы, хозяйственная деятельность человека. В Африке выделены следующие регионы: Северная Африка, Западная и Экваториальная Африка, Восточная Африка и Южная Африка; в Южной Америке – Горный Запад и Равнинный Восток. Рассмотрение отдельных государств ограничивается изучением Египта и Южно-Африканской Республики в Африке, Бразилии, Чили и Аргентины в Южной Америке.

В VIII классе продолжается изучение курса «Материки и страны». Его содержание – вторая часть регионального обзора земного шара: Северные материки, страны Северной Америки и Евразии. Вводная тема предусматривает сравнительную характеристику Северной Америки и Евразии, выявление общих черт и особенностей в природе, расселении и хозяйстве этих континентов. При районировании Северной Америки выделены 1) Северные территории (англоязычная Америка) и 2) Средняя Америка. Отдельные темы посвящены США, Канаде, а также странам Средней Америки.

Самый большой и наиболее разнообразный в географическом отношении материк – Евразия - изучается наиболее детально. Особенностью изложения материала по Евразии является то, что его большая часть изложена в разделах, посвященным отдельным регионам и странам. При этом сохраняется следующий принцип последовательности рассмотрения материала – от наиболее отдаленных регионов к более близким. При изучении Евразии детально характеризуется значительное количество стран, особенно европейских: Польша, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Украина, Россия, Китай и др.

В Азии выделены следующие регионы: Восточная и Центральная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия. Затем начинается изучение регионов и отдельных стран Европы. Курс географии YIII класса завершается крупной темой «Россия (Российская Федерация)».

Страны Европы объединены в следующие регионы: Южная Европа, Северная Европа, Средняя (Центральная) Европа. Предусмотрен довольно детальный обзор таких государств, как Италия, страны Балтии, Великобритания, Франция, Германия, Украина. Характеристика зарубежных стран завершается обзором стран-соседей Республики Беларусь.

«География Беларуси» (9-й класс)

также носит в целом региональный характер и занимает, пожалуй, центральное место в структуре географического образования учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь. Содержание этого курса призвано показать место Беларуси в европейском и мировом сообществе, дать школьникам детальные знания о природе, населении и хозяйстве нашей страны и ее отдельных территорий – природно-хозяйственных районах, административных областях, о современных экологических и экономико-социальных проблемах развития современной Беларуси.

Среди принципиально новых тем и разделов, имеющих место в программе по этому курсу, следует назвать: «Беларусь – страна в центре Европы», «Географическое изучение Беларуси», «Географические названия Беларуси», «Условия жизни человека», «Природопользование», «Производство товаров потребления и услуг». Программа содержит большой материал о разных видах районирования Беларуси (тема «Районирование Беларуси»).

Одно из структурных нововведений программы заключается в том, что сразу же после тем «География населения» и «Общая характеристика хозяйства» рассматриваются вопросы развития и размещения отраслей социального и аграрно-промышленного комплексов (тема «Производство товаров потребления и услуг»). Такой подход объясняется тем, что именно эти комплексы работают непосредственно на человека, обеспечивая определенный уровень благосостояния и жизни людей. Тяжелая промышленность по отношению к этим комплексам играет обеспечивающую роль, что нашло отражение в содержании соответствующей темы («Тяжелая промышленность и транспорт»). В программе курса также делается некоторая попытка рассмотрения вопросов рыночной экономики. Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по географии

Трудовые ресурсы Томской области
Свою работу я решила посвятить изучению именно этой темы, потому что я томичка и меня интересует, прежде всего, мой город и наша область. Томскую область можно рассматривать как мини модель Российской Федерации. А это з ...