Рославльский район имеет богатую историю, это во многом определило наличие на его территории культурно-исторических объектов.
Рославльский историко-художественный музей — один из старейших в Смоленской области. Его история началась в июле 1918 г., когда в Рославле было создано общество изучения местного края, поставившее «своей задачей изучение Смоленской губернии Рославльского уезда в частности в естественно-историческом, сельскохозяйственном и общественно-экономических отношениях, и распространение научных сведений о крае».
7 ноября 1920 года состоялось торжественное открытие музея. Назывался он музеем природы и истории края. При открытии в нём хранилось 3057 предметов, состоял музей из 7 отделов: минералогического, археологического, палеонтологического, зоологического, этнографического, нумизматического, художественного. Собирателем коллекций, их хранением и первым директором стал Соколовский С.М. (1860-1927), энтузиаст-краевед, археолог-любитель. После смерти Соколовского С.М. музею было присвоено его имя. В 1941 г. музей не был эвакуирован, и его богатые коллекции пропали.
20 октября 1962 г. музей вновь принял своих посетителей. Профиль музея — историко-художественный. Экспозиция музея занимает 12 залов и рассказывает об истории края и творчестве земляков-художников.
Рославльская мужская прогимназия — одно из старейших учебных заведений города. Построена в 1874 г. Архитектура постройки следует традициям позднего классицизма со строгим декором фасада этого двухэтажного здания. Выпускниками прогимназии в конце XIX в. были советский нарком земледелия Середа С.П., народный художник СССР, скульптор Конёнков С.Т. С 1905 года прогимназия стала гимназией. С 1919 г. в здании располагались педагогически курсы, с 1934 г. — педучилище. В 1957 г. разместился техникум механизации сельского хозяйства, а в 1969 г. преобразован в совхоз-техникум. В настоящее время — сельскохозяйственный колледж.
Памятники археологии: городище в селе Жарынь, городище в селе Епишеве, курганный могильник близ деревень Азобичи и Волковичи, курганный могильник у деревни Колпинки.
Памятники архитектуры: Вознесенская церковь (XVIII-XIX вв.), Казанско-Пятницкая церковь (1760-1845 гг.), Спасо-Преображенская церковь (1811 г.), Петропавловская церковь (1854 г.) — г. Рославль.
Памятные места воинской славы: деревня Козлово, место сражения с отрядами французской армии в 1812 г. Мемориал на месте массовых расстрелов советских граждан в дни временной оккупации города — Вознесенское кладбище.
Территория Рославльского района относится к Рославльскому благочинническому округу Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной церкви. Имеется четыре прихода. Три из них в Рославле — Вознесенская церковь, Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы; и один в Десногорске — церковь всех Скорбящих Радости.
Приложение
Герб г. Рославль
Герб состоит из двух частей — верхней и нижней. В верхней части щита герба расположен герб г. Смоленск, который говорит о принадлежности г. Рославль к Смоленской области. В нижней же части герба изображены два золотых улья на голубом фоне, которые говорят об изобилии мёда и рек в данных краях.
Герб был утверждён 10. 10. 1780 г.
Южный район Смоленской области
Почвенная карта Рославльского сортоучастка Смоленской области
По Кучинскому П.А., 1938 г.
Условные обозначения: 1) супесчаные дерново-слабоподзолистые почвы на мощных песках; 2) супесчаные дерново-среднеподзолистые почвы на маломощных песках, подстилаемых моренной глиной; 3) супесчаные дерново-сильноподзолистые почвы на супеси, подстилаемой мореной; песчано-суглинистые; почвы на маломощном песчаном суглинке; 4) дерново-среднеподзолистые; 5)дерново-сильно подзолистые; 6) дерновые подзолы; пылевато-суглинистые почвы на лессовидном суглинке; 7) дерново-среднеподзолистые; 8) дерново-сильноподзолистые; 9) дерновые подзолы; 10) дерново-подзоло-глеевые почвы.
Другое по географии
Методика обучения географии
«Методика обучения географии» - педагогическая дисциплина, направленная на обеспечение методической подготовки студентов-географов. Роль специальной методической подготовки постоянно возрастает, что связано, во-первых ...