К объяснительно-иллюстративному методу относится также использование таких учебных заданий, при выполнении которых учащиеся ограничиваются преимущественно воспроизведением, извлечением, осмысливанием и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний.
К частным приемам этого метода относятся:
-«преподнесение» информации в «готовом виде»;
-приведение примеров и фактов, иллюстрирующих раскрываемую идею или закономерность;
-чтение и пересказ текста учебника или учебных пособий;
-нахождение главной мысли раздела или параграфа;
-извлечение (приведение) сведений, содержащихся на картах, графиках, схемах, моделях и т.д.;
-нахождение и извлечение нужных количественных показателей в тех или иных указанных учителем источниках информации (книгах, справочниках, словарях, хрестоматиях и др.);
-лекция и др.
Объяснительно-иллюстративный метод применим в обучении географии учащихся всех возрастных категорий. Однако этот метод не всегда оказывается эффективным в образовании школьников, не выработавших у себя развитых умений длительно воспринимать новый учебный материал, самостоятельно обобщать теоретические знания, делать конспективные записи.
Репродуктивный метод
направлен преимущественно на то, чтобы научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или же по предложенному учителем образцу. Обучение географии по репродуктивному типу выражается прежде всего в том, что учитель организует самостоятельную или частично самостоятельную работу школьников, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ выполнения которых учащимся достаточно хорошо знаком. Наиболее распространенной и широко применяемой формой использования данного метода является постановка заданий, выполняемых по стандартным планам. В географическом образовании широкое применение получили типовые характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов; типовые задания, требующие на основе ранее изученных закономерностей объяснения причин разнообразных природных и социальных явлений и процессов по предложенному учителем основанию (критерию); применение ранее усвоенных знаний для решения тех или иных учебных задач и др. В целом же деятельность школьников при этом состоит в применении знаний и умений по образцу или же по «готовой» схеме и определяется типовым планом или же алгоритмом о порядке и последовательности выполняемых действий. Так, характеристика климата отдельных территорий материка или континента в целом строится по следующему типовому плану, который заранее сообщается учащимся: 1) географическое положение территории; 2) средние температуры января и июля; 3) количество осадков и их распределение по сезонам; 4) продолжительность зимы и лета; 5) причины, влияющие на климат; 6) климатический пояс. План направляет умственные и практические действия учащихся с картами и климатограммами в ходе выполнения задания: «Пользуясь типовым планом, составьте характеристику климата территории материка».
К репродуктивному методу относятся и такие задания, при выполнении которых школьники руководствуются инструкцией о порядке действий, например при определении географических координат, направлений и расстояний по карте.
В обучении географии широко распространены типовые задания, требующие объяснения явлений или сравнения объектов в повторяющейся учебной ситуации, например: «Объясните, почему самые низкие температуры на территории Евразии наблюдаются в бассейнах Яны, Индигирки, Колымы»; «Объясните влияние климатических условий на специализацию сельского хозяйства Беларуси»; «Сравните климат Беларуси и Великобритании» и т.п.
Деятельность учеников при использовании репродуктивного метода состоит в понимании и применении знаний и умений по образцу. Однако при выполнении каждого задания присутствует и элемент творчества, что обусловлено своеобразием изучаемых географических объектов и явлений. В целом же деятельность учеников является репродуктивной, поскольку логика их рассуждения определена типовым планом, инструкцией о порядке учебных действий или ранее выполненным образцом. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Другое по географии
Географические открытия и их роль в духовном и экономическом развитии Европы
Географические открытия, которые заслуживают определения большие, происходили на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до XX в. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определе ...