В последующих курсах обучения географии можно эту памятку дополнить новыми требованиями.
Остановимся более подробно на технологии формирования умений и навыков. По мнению психологов, формирование учебных умений и навыков предполагает следующую примерную структуру занятий:
1.Постановка целей. При этом специально должно подчеркиваться то, какое именно значение эти умения и навыки имеют для различных видов интеллектуальной и практической деятельности учащихся. Все это создает не только соответствующую мотивацию, но и предоставляет необходимую ориентировочную основу предстоящей деятельности.
2.Организация работы по группам, составленным с учетом подготовки каждого учащегося. В таких небольших группах (3-5 человек) создаются весьма благоприятные условия для межличностного общения учащихся, оказывающего положительное влияние на процесс становления и развития формируемых навыков.
3.Подведение итогов. Учитель должен объяснить учащимся, чему именно школьники научились и какое значение имеют освоенные умения для всего последующего обучения географии. Затем учитель организует работу по закреплению полученных результатов. Особое внимание при этом уделяется незамедлительному использованию усвоенного умения (121).
Несмотря на все отмеченные различия, в процессе формирования умений и навыков можно выделить ряд этапов. К их числу относятся:
1)показ значения умения и постановка цели овладения им. Так, в начале изучения курса «Материки и страны» (VII класс) учитель ставит перед классом цель – научиться читать статистические таблицы, подчеркивая при этом тот факт, что из таблиц можно узнать много различных сведений (об объеме производства продукции отраслями промышленности и сельского хозяйства, темпах развития промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства и т.д.;
2)ознакомление с составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий. Учитель говорит, что при чтении таблицы нужно найти в ней соответствующую графу или строку, сопоставить цифровые данные (либо по графе, либо по строке), а затем сделать вывод, в котором указать, как растет объем производства, какими темпами. Сделанный вывод полезно обобщить в форме развернутой словесной формулировки;
3)показ учителем образца действий. На этом этапе полезно предупредить школьников о возможных ошибках при использовании умения;
4)тренировочные упражнения для овладения умением. Выполняя тренировочные упражнения, школьники сначала могут повторить действия по указанию учителя на том же материале, а затем переходить к применению приема на материале, аналогичном изученному. Так, при анализе таблицы учащиеся сначала отвечают на вопрос: «Какими приемами надо пользоваться при чтении таблиц»? Затем они указывают, как – по строке или по графе – удобнее сопоставлять цифровые данные таблицы, после чего делают соответствующие выводы по каждой графе и в целом по таблице;
5)самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новой задачи. В качестве примера можно привести задание, в котором предлагается дать сравнительную оценку природных условий и ресурсов Гомельской, Витебской и Гродненской областей. В этом задании существенно возрастает объем сопоставляемых цифровых данных и, соответственно, выводов (общая оценка природных ресурсов, оценка по их видам), а, главное, сделанные выводы становятся основой для понимания и усвоения путей решения хозяйственных проблем, общих для всех этих областей. С указанными проблемами школьников в последующем знакомит учитель, но их восприятие подготовлено предшествующим анализом статистической таблицы.
Успех в формировании у школьников умений во многом определяется преемственностью, развитием умений от одного курса к другому. В целом же проблема формирования умений относится к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной методики обучения географии. Одна из причин сложности данной проблемы состоит в том, что овладение умениями во многих случаях объективно труднее для учащихся, чем усвоение знаний. От учителя здесь требуется особенно хорошее знание методики и целенаправленная работа.
Чрезвычайно важное значение имеет психологическая атмосфера, моральный климат той среды и того коллектива учащихся и педагогов, в которой происходит формирование умений и навыков. Ведь любые методы формирования учебных умений и навыков будут эффективными только том случае, если они реализуются в атмосфере взаимопонимания, доверия, если учитель способен за внешними реакциями учеников видеть внутренние психологические процессы и мотивы. Главная задача учителя при этом заключается в том, чтобы воспитывать у учеников самоуважение, лежащее в основе чувства ответственности за свои поступки, поведение и деятельность. Перейти на страницу: 1 2 3
Другое по географии
Проблемы ДВФО и пути решения
Для транспорта на территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны такие проблемы текущего состояния и эксплуатации, как растущий сверхнормативный износ путей сообщения, сооружений и подвижного состава, дос ...