Процесс формирования географических умений и навыков носит поэтапный характер и осуществляется в неразрывной связи с развитием у школьников системы знаний. На этот процесс влияет целый ряд условий – содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности и специфика географических знаний, с которыми имеют дело школьники.
Умения всегда формируются во взаимосвязи со знаниями. Так, в начальном курсе географии учащиеся приобретают общие понятия, на базе которых затем они обучаются умению показывать объекты на карте, описывать их, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и т.п. В последующих, более продвинутых курсах, развивая знания об основных чертах рельефа различных материков и стран, учащиеся одновременно учатся определять эти черты с помощью физической карты.
Известно, что источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на обучение умениям. Поэтому чрезвычайно важно познакомить учащихся с познавательными возможностями каждого источника географических знаний. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению географической карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать географическую карту весьма разнообразны и соответствуют содержанию тех курсов, в ходе изучения они формируются. Здесь и умения найти на карте изучаемые объекты и явления, и умения развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, и умения характеризовать природные и хозяйственные объекты, явления, процессы и т.д. Но карта – не единственный источник знаний. Немало времени требуется также для ознакомления с учебником географии, его составными частями, способами работы с ним. Обучение различным приемам работы с текстом – главной составной частью любого учебника – важнейший компонент в деятельности учителя географии. Учитель также знакомит школьников с различными приборами, познавательными возможностями кинофильмов, стенных картин, графиков, диаграмм и т.д.
Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристик природных и экономических объектов и явлений. Эта черта реализуется типологическим подходом к обучению географии. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Они позволяют обеспечить полноту и правильную последовательность чтения, что положительно сказывается и на качестве знаний. Типовые планы также полезны при работе с текстом учебника, раскрытии содержания кинофильмов, составлении характеристик различных объектов и процессов в природе и обществе. При работе с типовыми планами весьма эффективны записи в тетрадях, изготовленные учителем плакаты, инструкции о порядке выполняемых действий и т.д. Типовые планы не произвольны, они вытекают из содержания географического образования и структуры общих и единичных географических понятий.
Важнейшими умениями и навыками, формируемыми в обучении географии, являются сравнение, нахождение причинно-следственных связей, выявление существенных признаков и др. Методика формирования этих умственных действий имеет свои особенности. Известно, что умственные действия, как правило, с трудом осознаются школьниками. Именно поэтому необходимо обеспечить учащихся различными инструкциями, памятками, помогающими их осознанию. Например, для обучения приему сравнения в VI классе полезно использовать следующую памятку «Как правильно сравнивать?».
Таблица 4
КАК ПРАВИЛЬНО СРАВНИВАТЬ?
ПРАВИЛО
ПРИМЕР
1.
Сначала отберите признаки для сравнения
Высота Уральских и Кавказских гор, в метрах
2.
Сопоставьте их
Высота Кавказских гор –
5642 м, а Уральских – 1894 м
3.
Сделайте вывод о сходстве или различии
Кавказские горы выше Уральских
4.
Объясните причины сходства или различия, если необходимо
Кавказские горы более молодые и менее разрушены Перейти на страницу: 1 2 3
Другое по географии
Экологические последствия антропогенных изменений почв России
Почва — это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву мо ...