Таблица 3
РАСКРЫТИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ
(на примере образования и развития равнин)
н/н
Причины образования равнин
Как изменяется поверхность равнины
1.
Реки
Размывают местность и образуют углубления
2.
Дождь и весенние воды
Смывают верхний слой почвы, образуют рытвины и овраги
3.
Ветер
Сдувает верхний слой почвы, особенно с возвышенных мест
Выявлять причинно-следственные связи школьники учатся также и в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. При этом учитель может широко использовать проблемные задания, т.к. содержание таких заданий чаще всего и составляет объяснение причин возникновения, размещения и развития изучаемых явлений и процессов.
Приведем примеры заданий, требующих установления причинно-следственных связей разного уровня сложности при изучении климата материков в VII-VIII классах.
1.Задание воспроизводящего характера: «Какая зависимость существует между температурой воздуха и давлением?»
2.Задание репродуктивного (воспроизводящего) характера: «Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго много?». (Учащимся известна общая зависимость количества осадков от поясов атмосферного давления. В этом задании ее надо приложить к конкретным территориям материка).
3.Задание творческого характера: «Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали?» (Учащимся необходимо установить, что на Эфиопском нагорье с поднятием воздуха вверх происходит конденсация водяных паров и образование осадков, на полуострове Сомали с его равнинной поверхностью такой конденсации не происходит. Сложность задания заключается в сопоставлении двух территорий. До сих пор учащиеся не устанавливали связи равнинной поверхности и количества осадков.
В случае, если на вопрос учителя школьники не могут ответить самостоятельно, то учитель сам дает ответ, объясняя причину их затруднения. Существенно важную роль в раскрытии причинно-следственных связей может выполнить частично-поисковый метод (эвристическая, сократовская беседа). Начиная беседу, учитель сообщает школьникам ее цель, а затем с помощью вопросов подводит учащихся к выявлению соответствующих причин и правильному выводу. Этот путь широко используется и при проблемном изучении материала.
Выявленные причины нуждаются в закреплении, в доказательстве их реального действия. Наиболее простой способ закрепления – воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде (например, перечислить факторы, от которых зависит климат). Но полноценное усвоение причинно-следственных связей невозможно без самостоятельного применения знаний, без овладения умением самостоятельно находить нужные причины.
Обучение умению самостоятельно устанавливать связи включает в себя следующие основные этапы работы:
1.Постановка перед классом цели – научиться самостоятельно устанавливать причины изучаемых явлений и процессов в природной среде или экономической жизни населения. Перейти на страницу: 1 2 3
Другое по географии
Роль России в международном разделении труда
Важность международного разделения труда (МРТ) для экономического и социального развития любой страны в современных условиях трудно переоценить. Оно является объективной основой научно-технических, производственных, т ...