Программа – это государственный документ, определяющий содержание и логику образования. Она утверждается Министерством образования и обязательна для выполнения во всех общеобразовательных школах страны.
Школьный курс географии имеет линейно-ступенчатое построение, которое характеризуется постепенным усложнением знаний по годам обучения и отсутствием педагогически неоправданных повторов при изучении разных курсов. Вместе с тем на каждой ступени обучения новый учебный материал возрастающей степени сложности раскрывается на базе уже усвоенных школьниками знаний, что обеспечивает преемственность и посильное для учащихся увеличение трудности при усвоении учебного материала.
В общеобразовательных школах Республики Беларусь принята следующая последовательность изучения отдельных курсов географии:
VI класс – Начальный курс географии (68 часов, 2 урока в неделю);
VII класс – Материки и страны (68 часов, 2 урока в неделю);
VIII класс – Материки и страны (68 часов, 2 урока в неделю);
IX класс – География Беларуси (68 часов, 2 урока в неделю);
X класс – Общая география (68 часов, 2 урока в неделю).
«Начальный курс географии» (6-й класс)
направлен на то, чтобы дать учащимся правильное представление о Земле как об общем доме всего человечества, о географических объектах земной поверхности (как физико-географических, так и экономико-географических). На первых уроках географии школьникам дается определение географии как науки о природе, населении и хозяйстве отдельных стран, регионов, Земли в целом, характеризуются этапы развития географии на протяжении нескольких веков, раскрывается значение этой науки в современных условиях. Развитие географии, равно как и ее полноценное изучение невозможно без карты. Именно поэтому следующая крупная тема «Карта – второй язык географии» содержит материал о географической карте, о видах карт, их отличии по масштабу, содержании, площади отображаемой территории, назначении, а также о роли карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Программа предусматривает характеристику земной поверхности, форм рельефа, климата, почв, разнообразии растительного и животного мира. Природные условия и ресурсы, а также их виды рассматриваются как основа производства и жизнедеятельности человека. При этом специально подчеркивается, что производство представляет собой основную форму взаимодействия человека и природы. В ходе изучения этого курса школьники приобретают первые знания о различных отраслях производства: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, непроизводственной сфере, типах стран в зависимости от уровня развития хозяйства. Логическим продолжением этого материала является тема об изменении окружающей природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Заключительной темой начального курса географии является «Изменение природы в результате хозяйственной деятельности населения». Логическим продолжением начального курса географии являются региональные общегеографические курсы на краеведческой основе.
«Материки и страны»
(7-8 – й классы)
- единый целостный курс, изучаемый на протяжении двух лет. По своей структуре этот курс состоит из двух частей:
1.Общий географический обзор земного шара.
2.Региональный обзор земного шара.
Общий географический обзор земного шара включает в себя следующие основные темы: «Исследования материков и океанов», «Политическая карта мира», «Современное население мира и география культуры», «Общие закономерности природы Земли», «Природные ресурсы мира и мировое хозяйство». Эти темы обеспечивают определенную преемственность с предыдущим курсом, подготавливают учащихся к восприятию материала об отдельных материках, их регионах и отдельных странах. Неплохой идеей, по мнению специалистов, является тема об исследованиях материков и океанов. Сведения о путешествиях, кругосветных плаваниях, экспедициях неизбежно вызывают большой интерес у учащихся. Тем более, что впервые в программу и учебники вводится материал об участии в исследованиях материков выходцев из Беларуси: Игнатии Домейко, Константине Ельском, Юлиане Немцевиче и др. Перейти на страницу: 1 2 3
Другое по географии
Методика обучения географии
«Методика обучения географии» - педагогическая дисциплина, направленная на обеспечение методической подготовки студентов-географов. Роль специальной методической подготовки постоянно возрастает, что связано, во-первых ...