Основные проблемы дальнейшего развития и размещения отрасли связаны с сокращением добычи топлива, происходившим в 90-е годы, что обусловливается общей экономической депрессией в стране, отсутствием современных передовых технологий добычи, моральной и физической изношенностью оборудования для добычи и транспортировки топлива.
Отрасль вступила в период необходимых и чрезвычайно болезненных трансформаций: упразднена жесткая система централизованного планирования и управления, резко сокращены государственные дотации, введены свободные цены на топливо, резко возросли неплатежи, повысились тарифы на железнодорожные перевозки.
В угольной промышленности России действуют сегодня около 1200 предприятий и организаций, 235 шахт и 65 разрезов, занято около 1 млн работающих. Создана компания "Росуголь", которой разработана программа выхода из кризиса угольной промышленности Из общего количества шахт выделено три группы: перспективные, которые надо развивать, — издержки производства на них минимальны; средние, которые надо дотировать для поддержания объемов добычи; неперспективные, которые надо поэтапно закрывать (42 шахты). Потери от закрытия составят около 10 млн т, которые можно компенсировать увеличением добычи на перспективных шахтах. Однако опыт свидетельствует, что закрытие убыточных шахт на первом этапе в 1,5 раза дороже их содержания.
Начата структурная перестройка угольной промышленности: закрыто 15 шахт, на которых выработка угля составляла от 100 до 300 тонн в год на одного рабочего. Необходимо оздоровление отрасли, решение основных социальных проблем шахтерских коллективов и соблюдение стратегических интересов государства.
Сточные воды предприятий угольной промышленности несут в водоемы большое количество взвешенных веществ: тяжелых и легких металлов, сульфатов, хлоридов и др. Наибольшие объемы загрязненных вод сбрасывают предприятия Кемеровской, Пермской, Сахалинской областей. Постоянно расширяются площади нарушенных земель, а объемы рекультивации сокращаются.
В России еще в конце 80-х годов был построен законсервированный ныне из-за отсутствия инвестиций опытно-промышленный углепровод Белово-Новосибирск (Западная Сибирь) для использования на ТЭЦ водоугольного топлива нового поколения. Созданное на основе угля, воды и химических присадок, это топливо выгодно отличается высокой экологичностью, стабильностью и пластичностью. Созданная еще 10 лет тому назад, данная технология – по существу, технология XXI века – проходила апробацию путем сжигания водоугольного топлива без его предварительного обезвоживания (в отличие от США) в котлах малой и средней мощности. Это технология должна коренным образом улучшить отношение к углю в качестве котельно-печного топлива. Она позволяет снизить выбросы в атмосферу твердых частиц в 2,5-3 раза, оксидов азота в 1,5-2 раза и оксидов серы – в 2-2,5 раза (по сравнению с традиционным способом сжигания угля), при одновременном снижении транспортных издержек, в сравнении с железнодорожным транспортом, в 1,5 раза. В целях реанимации опытно-промышленного углепровода Белово-Новосибирск и проведения в течение ближайших 2-3 лет необходимых дополнительных НИОКР требуются относительно небольшие инвестиции. Здесь важна помощь МИРЭС и других международных организаций. Она может быть активно востребована на мировых рынках, в первую очередь в таких ведущих угледобывающих странах, как Китай и Индия. Перейти на страницу: 1 2 3 4
Другое по географии
Экологические последствия антропогенных изменений почв России
Почва — это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву мо ...