В экономическом пространстве
системообразующую роль играют мировые финансовые институты, среди которых ведущее место занимают Мировой Банк, Международный Валютный Фонд (МВФ), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ныне преобразуемое в Международную организацию по торговле (ВТО), а также центральные банки США (Федеральная резервная система), Великобритании, Франции, ФРГ, Японии. Именно эти организации и банки обеспечивали финансовые расчеты в мировом хозяйстве и устойчивость основной валюты, базовой для международных расчетов после отмены «золотого стандарта», — доллара США, фунта стерлингов и франка, к которым привязаны ограниченно конвертируемые валюты многих стран Содружества наций и Французского Союза, а также немецкой марки и иены. С началом XXI в. такую же роль может успешно сыграть «евро» — единая валюта Европейского Союза. Особую стабилизирующую роль в мировой финансовой системе играют консорциум банков Швейцарии, ввиду ее традиционной роли «всемирного сейфа», и крупнейшие страховые компании мира типа британского «Ллойда».
Столь же серьезную, по мнению ряда исследователей, ведущую роль играет информационное пространство
глобальной экономической системы — системы ценностей, стереотипы поведения, идеи и другие аспекты духовной жизни человечества. Все они достаточно подробно изучены в философии, социологии, психологии, культурологии, однако подлинно системный взгляд на их роль в мировом развитии и функционировании территориально-отраслевой структуры мирового хозяйства требует гораздо большего внимания.
Интегрирующую роль в информационном пространстве мирового хозяйства сыграли прежде всего стереотипы потребительского общества. Уже в период формирования индустриального общества, массового производства и «государства всеобщего благосостояния» (по Гэлбрейту) шло активное формирование этих стереотипов, которые, начиная с «престижности потребления», стимулировали бурный рост производства и расширение рынков на все виды товаров, особенно товары длительного пользования.
В дальнейшем уровни и структуры потребления средних слоев в экономически развитых странах стали приоритетными целями жизни широких слоев населения в большинстве стран мира. Это было во многом обусловлено «демонстрационным эффектом», впервые описанным в конце 1940-х гг. американским экономистом Дж. Дьюзенберри. Повсеместное распространение сначала голливудских картин, а затем телевизионных сериалов и другой рекламной продукции средствами массовой информации во многом способствовало внедрению и развитию этих потребительских приоритетов.
Системная закономерность обратной связи в цепочке «спрос-предложение» определила роль информационного пространства в росте производства и развитии мировых рынков множества потребительских товаров, а в силу межотраслевых связей дала сильный импульс развитию всех отраслей мирового хозяйства. Более того, постоянное поддержание напряженности этого поля, прежде всего за счет дорогостоящих рекламных компаний любого вида, служит тем условием, или «допингом», без которого уже не мыслится любой вид деятельности в мировом хозяйстве. Самое существенное — это явная недостижимость «престижных уровней потребления» для большинства человечества. Это обусловлено сложной совокупностью экономических, социальных, экологических, политических факторов. Однако сложившиеся стереотипы потребительского общества поддерживают функционирование мирового хозяйства более постоянно и в большем объеме, чем такие ранее ведущие цели, как военные и другие государственные нужды.
Итак, взаимосвязанные экономическими интересами элементы и подсистемы, сети всех видов и потоки обусловили территориально-отраслевую структуру и режим повседневного функционирования мирового хозяйства. Сверхсложность системы, высокая доля неопределенности ставит принципиальные преграды на пути к прямому управлению мировым хозяйством. Поэтому стали необходимы многочисленные и разнообразные регулирующие механизмы, особенно в наиболее уязвимой финансово-валютной сфере. Тем не менее динамика мирового хозяйства во многом обусловлена историческими особенностями его формирования и внутренне присущими ему противоречиями и особенностями общей и пространственной самоорганизации. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
Другое по географии
Бийск
Бийск — город в России, административный центр Бийского района Алтайского края, наукоград РФ. Население 220,5 тысяч жителей (на 1 января 2010 года), второй по численности населения город Алтайского края. ...