Процесс усвоения географических закономерностей отличается особой сложностью. Известно, что всякая закономерность представляет собой обобщение теоретических знаний. И в этом заключается одна из причин того, что географические закономерности не могут быть усвоены одномоментно, а требуют целенаправленной, поэтапной совместной деятельности учителя и учащихся. Процесс усвоения географических закономерностей состоит из следующих основных этапов:
1.Наблюдение объектов и явлений, выявление в них наиболее существенных свойств, особенностей возникновения и развития. Этот этап очень хорошо просматривается в ходе усвоения физико-географических закономерностей (целостность, ритмичность и т.д.). Закономерность – это связь повторяющаяся, поэтому ее усвоение предполагает изучение целого ряда географических объектов и явлений, сопоставление которых позволяет выявить закономерные связи и изменения. Так, прежде чем сформулировать природную зональность как важнейшую закономерность географической оболочки, учитель обращает внимание школьников на особенности расположения природных зон на равнинах и в горах, направления их смены, причины, влияющие на размещение зон и др.
2.Вычленение в изучаемом материале различных связей, преимущественно общих, чаще всего имеющих закономерный характер. Таковы, например, связи между историческим прошлым ряда развивающихся стран и современным уровнем развития их промышленности и сельского хозяйства. При этом наиболее общие связи формулируются в виде закономерности.
3.Усвоение закономерности необходимо предполагает ее применение, конкретизацию множеством примеров и сходных ситуаций. Сложность этого этапа состоит в том, что в природе, как и в обществе, одновременно действует множество различных закономерностей. Поэтому школьники затрудняются указать, какая именно закономерность определяет изучаемое явление и в какой мере. К тому же предварительно нужно проанализировать объясняемое явление, что само по себе есть не простая для школьников задача. Поэтому усваиваемую закономерность нужно конкретизировать, подкрепить различными примерами, использовать при выполнении практических и самостоятельных работ.
Для показа действия закономерности используют самые разные приемы. К их числу относятся: 1)разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся; 2)примеры учета и использования закономерностей в хозяйственной деятельности человека и общества; 3)анализ проявления географической закономерности в различных районах земного шара и нашей страны и т.п. Самые благоприятные условия для комплексного решения задач, связанных с изучением географических закономерностей, предоставляют уроки обобщающего повторения.
Раскрытие и усвоение закономерностей предполагает использование различных методов и приемов работы учителя и учащихся. Изучаемая закономерность может быть итогом, например, объяснительно-иллюстративного обучения или же результатом эвристической беседы. Наиболее типичным путем формирования закономерности является путь от данной учителем формулировки к последующей конкретизации, к закреплению различными способами. Однако и он предполагает предварительное изучение объектов и явлений, обобщение знаний о них. Так, в VI классе учащиеся изучают основные формы земной поверхности, их происхождение и развитие. В итоге этого учащиеся осознают закономерность: платформам, как правило, соответствуют равнины, а подвижным участкам – горные сооружения. В дальнейшем, при изучении материков, учащимся объясняют особенности рельефа с учетом этой несложной закономерности.
Для успешного познания географических закономерностей учащихся надо специально обучать ряду приемов умственной деятельности – сравнивать, сопоставлять, находить причинно-следственные связи, обобщать и др. Обобщение изученной закономерности происходит на протяжении всего курса или же его больших разделов. Для усвоения закономерности важен и подбор соответствующих средств обучения. Особое значение имеют, например, наблюдения, анализ карт, статистических материалов, материалов периодической печати и др. (92,93).
Другое по географии
Внешнеэкономические связи РФ. Место России в международном разделении труда
Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудни ...