F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Проблемное обучение географии

Проблемное обучение – тип обучения, характеризующийся тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимым условием проблемного обучения является создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуации

– это состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознанное субъектом, пути преодоления которого требуют новых знаний, новых способов деятельности. Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе своей деятельности человек натолкнулся на что-то новое, непонятное. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема

представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к самостоятельному решению.

Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой. Нередко в практике обучения географии встречаются вопросы учителя, создающие у учащихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, т.к. они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, учитель спрашивает у учащихся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира (курсы ботаники и зоологии), а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в значительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в проблему, принимаемую школьниками к самостоятельному или частично самостоятельному решению.

Выявление проблемы и ее формулировка - первый этап творческого мышления. Формами выражения проблемы, ее словесными формулировками являются 1) проблемный вопрос, 2) проблемная задача или 3) проблемное задание.

Обучение путем решения проблем составляет общий признак проблемного обучения. Однако степень познавательной самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от того, какие методы обучения применены. Проблемное обучение может осуществляться с помощью проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Осуществляя проблемное обучение, учитель должен вести систематическую работу по накоплению проблем для каждого курса географии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные публикации, периодическую печать.

Примерами проблемных заданий является следующие:

1.«Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши?» - VI класс.

2.«Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Свой ответ обоснуйте» - VI класс.

3. «Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании ее лежит платформа?» – VI класс. Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Усть-Катав
Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Население 25,3 тыс. чел. (2005). Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Чел ...