F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Школьная география и методические искания в конце xix – начале XX в.

Вторая половина и особенно последняя четверть XIX в. – время бурных преобразований в общественной и экономической жизни России. Отмена крепостного права (1861 г.) способствовала ускорению темпов капиталистического развития страны. В конце XIX в. активизировалось развитие промышленности, возникли новые крупные предприятия, увеличилась протяженность железных дорог, сельское хозяйство приобрело капиталистический характер. Изменения в общественной и экономической жизни страны не могли не затронуть школы и преподавания географии. Заметное воздействие на школьную географию оказало и развитие географической науки.

Существовавший в те годы уровень школьного, в том числе географического образования, не мог удовлетворить новых потребностей страны. Состояние народного образования и географической грамотности подвергалось в те годы суровой критике (93). В результате этого предпринимались серьезные усилия изменить его содержание и методы обучения.

В конце XIX в. география изучалась в первых пяти классах большинства средних учебных заведений, на ее изучение отводилось десять уроков в неделю. Передовые педагоги того времени требовали увеличения времени на изучение географии, предлагали ввести этот курс в старших классах, усилить краеведческий подход, сделать основой школьной географии изучение природы и хозяйства своей местности.

Оживление педагогической мысли привело к некоторым положительным изменениям в содержании и оформлении учебников географии. В конце XIX-начале XX в. появились новые учебники, в которых нашли отражение передовые педагогические идеи. Среди них прежде всего следует назвать учебники Г.И.Иванова и коллектива авторов – А.А.Крубера, А.С.Баркова, С.Г.Григорьева и С.В.Чефранова. Они выделялись как своим содержанием, так и методическим оформлением.

Учебники Г.И.Иванова, изданные в 1902 г., отличались интересным, доступным для учащихся текстом. Изложение сложных тем математической географии начиналось в них с относительно простых вопросов. Учебники включали отрывки из сочинений известных популяризаторов географической науки того времени А.П.Нечаева и С.Меча, из произведений русских писателей. Они были хорошо иллюстрированы, в них содержались многочисленные вопросы и задания. Переработанный учебник Г.И.Иванова долгое время использовался и в годы советской власти (42).

В 1903 г. почти одновременно с учебниками Г.И.Иванова, вышла в свет серия учебников А.А.Крубера, С.Г.Григорьева, А.С.Баркова, С.В.Чефранова. Особое внимание в них было отведено показу связей и зависимостей между различными объектами и явлениями природы и общества. Авторы учебников заметно сократили географическую номенклатуру. Тексты учебника сопровождались иллюстрациями, для возбуждения интереса к изучаемым темам мелким шрифтом был изложен дополнительный материал занимательного характера(20,21,123).

Совершенствованию школьной географии способствовало и появление новых методических руководств. К числу наиболее известных из них можно отнести методические пособия Н.Раевского, С.Меча, Э.Ю.Петри, С.П.Аржанова, А.П.Нечаева, В.П.Буданова и др. Возникли пособия для самостоятельной работы учащихся. Издание этих пособий стало большим достижением дореволюционной методики преподавания географии.

В 1914 г. был принят новый учебный план школы, который предусматривал изучение географии не только в младших, но и в старших классах гимназии и реальных училищ. На основе этого учебного плана были составлены новые, так называемые «игнатьевские» программы» (П.Н.Игнатьев – министр народного просвещения того времени). Они стали предметом обсуждения собравшегося весной 1915 г. в Москве Первого Всероссийского съезда преподавателей географии. Участники съезда выдвигали требования изменить стиль, характер и содержание преподавания школьной географии, с тем чтобы она учила размышлять, наблюдать окружающие объекты и явления. В решениях съезда были подчеркнуты цели и методы обучения географии, отмечена ее огромная роль в развитии мышления учащихся. Положительно, что съездом была отмечена также важная роль практических занятий на местности как одного из средств развития самостоятельности школьников. Перейти на страницу: 1 2

Другое по географии

Демографические проблемы России
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонасел ...