F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Сравнительная характеристика двух федеральных округов

4. Уровень развития социальной и производственной инфраструктуры:

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

По уровню промышленного и сельскохозяйственного

производства Приволжский округ занимает в России среднее положение (105% на душу населения), хотя финансовый и торговый, в том числе экспортно-импортный, потенциал задействован слабее. Поэтому в целом экономическое развитие района находится на среднем уровне. Причем душевой показатель ВРП колеблется от 135% в Самарской области до 54% в соседней Пензенской. Только в 4 регионах из 15 – Самарской области, Татарстане, Пермской области и Башкортостане – с крупным машиностроением, химической, нефтяной промышленностью и энергетикой этот показатель превысил или сравнялся со среднероссийским. Результатами промышленного развития в лучшую сторону выделяются также Нижегородская и Оренбургская области и Республика Удмуртия. Кризисный спад промышленного производства в средневолжских и предуральских регионах был меньше, а в республиках Волго-Вятки – больше, чем по стране. Промышленность волго-вятских регионов имеет самый высокий в стране (41%) удельный вес машиностроения, в основном «оборонки», столкнувшегося с серьезными трудностями конверсии, перехода на выпуск рыночной конкурентной продукции; кроме того, из 5 регионов 3 еще с дореформенного времени являются слаборазвитыми. Так, Мордовия занимает в России 69-е место по уровню развития, у нее нет ни одной отрасли, показатели которой не упали бы по сравнению с 1990 г. в 3-4 раза (объем к нему промышленного производства в 1998 г. составил всего 32%). Правда, в последние годы наметилась тенденция ускорения темпов промышленности в республике. Из-за колебаний рыночной конъюнктуры возникают сложности со сбытом дефицитной и высококачественной продукции – бумаги, калийных удобрений и т. д. Необходимо создать условия для поворота многих товаров с внешнего на внутренний рынок. Но следует учитывать ухудшение транспортных условий: ранее самые дешевые перевозки по Волге и Каме стали неконкурентными. Промышленность района имеет многоотраслевой характер. В большинстве регионов насчитывается по 4-6 ведущих отраслей промышленности (это относится даже к ряду слаборазвитых республик). Во всех регионах социальная обстановка соответствует экономической. Особенно низкие душевые доходы – 43-52% к среднероссийским – имеют республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия и Пензенская область. Самые высокие в Самарской (120%) и Пермской (103%) областях, но не «дотягивают» до средних показателей такие экономически развитые регионы, как Татарстан и Башкортостан (77-78%), Удмуртия и Нижегородская область (66-68%). По сопоставлению доходов с прожиточным минимумом в лучшем состоянии – 2 и более минимума – оказались Самарская (свыше 2,6), Пермская, Ульяновская области и Татарстан. Во всех волго-вятских регионах (кроме Нижегородской области), в Пензенской области и в Удмуртии более 30% населения располагают денежными доходами на душу ниже величины прожиточного минимума (Марий Эл – 61 % жителей, Пензенская область – 55%, Чувашия – 48%). Самая низкая обеспеченность жильем – в Коми-Пермяцком АО и Удмуртии (15,7-16,9 кв.м.), самая высокая – в Нижегородской и Саратовской областях (19,6 кв. м.), в 10 регионах она ниже, чем по стране. Ниже средней и обеспеченность автомобилями (кроме Самарской и Оренбургской областей). Уровень безработицы в большинстве регионов не превышает средней по стране. Наиболее высокие показатели (16,1-18,1%) наблюдаются в Саратовской и Пензенской областях. Региональные власти сдерживают безработицу, стремясь к социальному миру, хотя это препятствует реструктуризации предприятий, их оживлению.

Экономическое и социальное положение федерального округа находится под решающим влиянием высокопроизводительной и высокодоходной Тюменской области. Если ВРП на душу населения составляет по отношению к средней по стране 170%, а денежные доходы – 113%, то без Тюменской области – соответственно 89 и 76%. В макрорегионе резко обозначена дифференциация между богатым севером и бедным югом. Чрезмерные различия в доходах населения двух зон федерального округа обусловлены не только высокой производительностью и благоприятной внешнеторговой конъюнктурой тюменской нефтегазовой промышленности, в значительной мере работающей на экспорт, но и действием искусственных факторов рыночной конкурентности. Соотношение денежных доходов на душу населения и прожиточного минимума в Уральском макрорегионе более благоприятно, чем в большинстве других, но также в основном за счет Тюменской области и ее автономных округов. Индекс потребительских цен на Урале в последнее время самый высокий в стране (особенно выделяются автономные округа Тюменской области, а также Челябинская область). Кроме Свердловской области обеспеченность жильем везде ниже средней, то же, за исключением Тюменской области, относится к обеспеченности легковыми автомобилями. По уровню общей безработицы «горнозаводский» Урал находится в лучшем положении, чем Тюменская область, где она (кроме Ямало-Ненецкого АО) несколько превышает средний показатель. Урал издавна являлся мощным промышленным очагом

, бастионом тяжелой индустрии России. При менее1/10 населения страны на регионы федерального округа приходится свыше 9/10 всей добычи природного газа, 2/3 нефти и 1/6 железной руды, более 1/3 выплавки стали, 1/5 производства тракторов и 1/8 цемента. Это наша важнейшая топливная и металлургическая база, крупнейший район тяжелого машиностроения. С включением в состав макрорегиона богатейшей кладовой нефти и газа – Тюменской области – еще более вырос уровень его экономического развития. Показатель производства ВРП на душу населения здесь в 1,7 раза, промышленного производства – в 2 и экспорта – в 2,2 раза выше среднего по стране. Бурное развитие горнозаводской промышленности на Урале началось еще в ХVIII в. В результате формирования межтерриториального Урало-Кузнецкого комплекса (комбината) появились многие другие отрасли, были реконструированы старые металлургические заводы и построены новые крупные, первоклассные предприятия – Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения в Екатеринбурге и многие десятки других Хозяйственное развитие Урала опирается на его уникальные природные ресурсы.

Он располагает огромными топливно-энергетическими, металлическими, нерудными и лесными ресурсами. Здесь сосредоточено 4/5 российских и более ¼ мировых запасов природного газа, 7/10 балансовых запасов нефти в стране и свыше 1/3 в мире, 1/6 всех наших железных руд, более ¼ марганцевых и 4/5 – хромовых Первостепенное значение в промышленности

имеет нефтегазовый комплекс, поставляющий стране и на экспорт самое дешевое топливо. В Тюменской области добывается около 200 млн. т. нефти и свыше 540 млрд. м3 естественного газа, на топливную промышленность падает более 4/5 всего промышленного производства области. Важнейшие центры газодобычи – Надым и Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий АО). Основные перспективы связаны с освоением месторождений – гигантов полуострова Ямал – Уренгойского и Ямбургского. Предполагается организация на месте переработки и стабилизации газового конденсата. Добыча нефти ведется в Нижневартовском и Сургутском районах Приобья и Шаимском в Приуралье. Газ и нефть по мощным трубопроводам передаются в различные районы и за рубеж. Одной из старейших и важнейших отраслей специализации является черная металлургия. На нее в Свердловской области приходится 1/5, в Челябинской – почти 1/2 всего промышленного производства. Цветная металлургия помимо старейшей медеплавильной представлена возникшими в советские годы алюминиевой, цинковой и никелевой отраслями. Предприятия работают преимущественно на местных рудах и размещены в районах их добычи и крупного производства электроэнергии. Частично перерабатываются медные концентраты Казахстана и намечено использовать алюминиевое сырье районов Европейского Севера. Машиностроению Урала присущ высокий удельный вес металлоемких отраслей, опирающихся на местную металлургическую базу. На тяжелое машиностроение района приходится значительная доля российского производства кузнечно-прессового, металлургического, нефтегазового, химического и энергетического оборудования, экскаваторов, товарных вагонов, гусеничных тракторов и инженерных машин на их базе (бульдозеров, трубоукладчиков и т. д.). Представлено и точное машиностроение, в том числе станкостроение, приборостроение и др. На Урале создан мощный комплекс предприятий ракетно-космической, артиллерийской, танкостроительной и других оборонно-промышленных отраслей. Известные машиностроительные заводы – свердловский «Уралмаш», челябинский тракторный, нижнетагильский «Уралвагонзавод» и др. В химической промышленности широко используются местные ресурсы нефти, природного газа, отходы черной и цветной металлургии. Вырабатывается продукция органического синтеза, серная кислота и т.д. (Тобольск, Екатеринбург, Нижний Тагил и др.). Создана атомная промышленность (производство термоядерных материалов). На Урале развернута крупная промышленность строительных материалов, особенно цементная, производство огнеупоров, обработка драгоценных камней. Сложилась мощная электроэнергетика. Действует Белоярская атомная станция близ Екатеринбурга Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по географии

География авиационной промышленности мира
Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), возникшая в эпоху НТР интегрированная отрасль машиностроения, объединила созданную еще в период НТР авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. АРКП наряду с ...