Юго-Западная Сибирь занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, поэтому огромное значение имеет транспортный комплекс, представленный железнодорожным, автомобильным, воздушным и речным транспортом.
По территории региона проходят следующие железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения:
• Транссибирская магистраль (Называевск/Называевская — Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск-Главный — Юрга — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск);
• Южно-Сибирская магистраль (Междуреченск – Абакан);
• Автомагистраль «Байкал» (Омская, Новосибирская, Томская области);
• Автомагистраль «Чуйский тракт» (Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская область).
Транспортные магистрали Юго-Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью и не справляются с нагрузкой. Отсюда возникают трудности, в частности, с транспортировкой угля из Кемеровской области. Поэтому предполагается модернизация Транссиба из-за морального устаревания инфраструктуры и подвижного состава. Идут предварительные договоры с Японией, нацеленные на возможность строительства путей по типу Синкансэна, что позволит сократить полное время в пути от Владивостока до Москвы с 6 дней до 2-3.
Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработана
«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе», согласно которой
определяется целесообразность формирования магистральной автомобильной дороги на восток –
город Томск,
с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Эти меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит уголь, металл, концентраты руд цветных металлов и др., ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Крупные транспортные узлы:
• Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка.
В городе имеется три аэропорта: Толмачёво, Северный, Ельцовка.
• Томск — небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга — Белый Яр (Томская ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.
Через Томск проходят автомагистрали федерального значения:
1. Северное ответвление федеральной автомагистрали М53 «Байкал» Новосибирск — Иркутск;
2. Северная широтная магистраль Пермь — Сургут — Томск (строится).
Имеется также речной порт на Томи. Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт Богашёво.
• Барнаул — крупный транспортный узел, находится на ответвлении федеральной автомагистрали М52 «Чуйский тракт» Новосибирск — Монголия, здесь же начинается другая федеральная трасса А349 Барнаул — Рубцовск — Казахстан. Через город проходят ветки Западно-Сибирской железной дороги: Южно-Сибирская железная дорога (Южсиб) и Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб). Железнодорожный вокзал города является связующим звеном со многими регионами России и ближним зарубежьем.
Международный аэропорт Барнаула находится в 17 км к западу от города. На Оби существует пассажирский и грузовой речной порт. Перейти на страницу: 1 2
Другое по географии
Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...