Северо-Западный округ – это озерный регион. Многочисленные озера располагаются в основном в западной части; самые крупные из них Ладожское, Онежское, Ильмень. По территории округа протекают полноводные реки. Равнинные реки имеют судоходное значение. Среди них – Печора, Северная Двина, Онега, Нева и др. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Волхов, Нарва и Вуокса.
Развитие экономики Северо-Западного округа стимулирует наличие значительных запасов минерально-сырьевых, топливно-энергетических и водных ресурсов, которые могут не только обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны, но и экспортироваться во многие государства мира. В округе сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 43% — бокситов, 15% — минеральных вод, 18% — алмазов и никеля.
Топливные ресурсы представлены запасами угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа.
Здесь сосредоточено около 40% запасов важнейших топливных ресурсов западных регионов страны. Общие перспективные площади по добычи нефти и газа составляют около 600 тыс. км2, а общегеологические запасы угля — 214 млрд. т. На северо-востоке округа расположен один из крупнейших угольных бассейнов России — Печорский — с большими запасами высококачественных и энергетических углей. Особое значение имеет Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, где открыты более 70 нефтяных и газовых месторождений. В настоящее время значительное внимание уделяется освоению нефти и газа в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей — Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Запасы горючих сланцев оцениваются более 60 млрд. т. Залегают они в Ленинградской области и в бассейнах рек Сысолы, Ухты, Яреги и др.
Велики запасы торфа, которые расположены в Архангельской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях и Республике Коми. Потенциальные гидроэнергетические ресурсы округа оцениваются в 11 318 тыс. кВт, а потенциальная выработка электроэнергии 89,8 млрд. кВт-ч.
Округ богат рудами цветных металлов. Большую ценность представляют промышленные запасы алюмосодержащего сырья. В Ленинградской области расположено Тихвинское месторождение бокситов с высоким процентным содержанием глинозема (до 55%). В Архангельской области выделяется Северо-Онежское месторождение бокситов, также разведаны запасы бокситов в районе г. Плесецка.
Руды цветных металлов представлены также медно-никелевыми рудами Мончегорска и Печенги.
Месторождения железных руд размещены на Кольском полуострове, в Мурманской области (Оленегорское и Ковдорское месторождения). При невысоком содержании железа в руде (28—32%) они легко обогатимы и обеспечивают высокое качество выплавляемого металла. В Республике Карелия расположено Костомукшское месторождение, руда которого содержит 58% железа.
Велики в округе запасы горно-химического сырья — апатитовых руд (свыше 10 млрд. т), фосфоритов. В Мурманской области расположено крупнейшее в стране Хибинское месторождение апатитов. В Ленинградской области, в районе Кингисеппа, залегают фосфориты с невысоким процентным содержанием основного компонента (5—7%).
В пределах Архангельской области разведаны промышленные запасы алмазов. Калининградская область обладает огромными запасами янтаря (90% мировых запасов). Округ богат разнообразным строительным сырьем (известняки, глина, стекольные пески, мрамор, гранит). Основные их запасы размещены в Мурманской, Ленинградской областях и Республике Карелия.
В Северо-Западном округе сосредоточено 40% лесных и 38% водных ресурсов Европейской части России. По запасам лесных ресурсов округ занимает первое место в Европейской части России. Процент лесистости доходит до 75%. Преобладают в основном хвойные породы — ель, сосна. В южной части округа — хвойно-широколиственные породы. Безлесным остается только Ненецкий автономный округ, где господствует тундра. Перейти на страницу: 1 2
Другое по географии
Эволюция теории и практики маркетинга как формы управленческого предпринимательства
«Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать сами себя». Питер Друкер Маркетинг – это на ...