В обучении географии факты выполняют различную роль в зависимости от своего назначения и места в процессе познания. Они могут служить эмпирической основой для каких-либо выводов теоретического содержания. Опираясь на них, учитель подводит школьников к усвоению, например, природных и социально-экономических закономерностей. Так, выяснив, каковы средние температуры января на территории Евразии по 60-й параллели, учащиеся делают вывод, что зимние температуры на этом материке понижаются с запада на восток, в отличие от июльских. Далее школьники определяют, что это понижение объясняется удалением от Атлантического океана, чье влияние на климат нашей страны особенно заметно зимой. Целям обобщения нередко служит работа с фактическим содержанием различных таблиц в курсах географии. Факты, таким образом, являются основой обобщения. В других случаях факты помогают конкретизировать теоретические выводы при дедуктивном пути формирования понятий или закономерностей. Наконец, факты приводятся для полноты сведений об изучаемом предмете или явлении. К фактам относятся данные о величине территории, численности населения, названия горных вершин, рек, озер и т.п. Такие факты обычно нуждаются в запоминании.
В целом работа с фактическим материалом является составной частью деятельности учителя по формированию географических знаний. Однако нередко в учебном процессе можно видеть переоценку роли фактического материала, что приводит к так называемой фактологии, то есть к такому изучению фактов, когда они становятся основным содержанием географических знаний. Причем очень часто они усваиваются вне связи между собой, без опоры на соответствующие теоретические положения.
Изучение фактов в школьной географии имеет свои особенности. Готовясь к уроку, учителю нужно определить его научные идеи, раскрывающие их основные понятия. В соответствии с ними учитель осуществляет подбор фактов и определяет источники знаний, из которых они могут быть взяты. Таким образом, основной принцип подбора фактов – их группировка вокруг ведущих теоретических положений и мировоззренческих идей. Географические закономерности, например, проявляются как во времени, так и в пространстве. В этой связи важно использовать целую систему убедительных фактов. Так, для доказательства роли воздушных масс в изменении погоды в VI классе учитель предусматривает анализ нескольких примеров изменения погоды в своей местности.
В процессе обучения необходимо научить школьников самостоятельному нахождению нужных фактов, а не только обеспечивать их усвоение в готовом виде. К тому же следует учитывать, что многие факты, особенно цифровые данные, запоминаются слабо. Значительное количество фактического материала учащиеся извлекают из карты, картин, текста учебника, дополнительной литературы, при изучении местной природы или хозяйства. Необходимым этапом работы с фактами является их осмысление, которое достигается на основе изучаемых теоретических положений. Важно заметить, что не сгруппированные, одиночные факты также можно соотнести между собой. Так, сопоставив данные физической карты полушарий, учащиеся VII класса устанавливают, что Тихий океан – самый большой и глубокий.
Факты легче запомнить, если они чем-либо выделяются среди других. Для этого их нужно сопоставить в каком-либо отношении – по величине, глубине, расположению объектов и т.п. О сознательном усвоении фактического материала можно судить, если учащиеся приводят их самостоятельно, подтверждая высказанные теоретические положения либо делая на их основе соответствующие выводы (92,93).
Другое по географии
Состав и экономико - географическое положение Центрального федерального округа
На всех этапах развития Центрального федерального округа важным являлось географическое положение этого района. Благодаря ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое центральное географическое ...