Представления, как ранее отмечалось, относятся к группе эмпирических знаний и отражают объекты и явления с их внешней стороны; они образуются с помощью различных органов чувств. В обучении географии особенно большое значение имеют наглядные образы. Всякий наглядный образ есть единство чувственных и рациональных компонентов. В этом плане отнесение представлений к группе эмпирических знаний в значительной мере условно.
Методы и приемы формирования представлений имеют ряд особенностей. Они зависят от содержания представлений и условий обучения. Задача учителя географии состоит в том, чтобы создать у школьников необходимый запас как обобщенных, так и единичных географических представлений, обеспечить их полноценный характер, а в дальнейшем использовать накопленные представления в формировании других групп знаний, а также умений и навыков.
Формирование географических представлений (образов) – это принципиально активный, поэтапный, управляемый учителем процесс. Он может быть осуществлен различными методами и приемами. Перед школьниками следует четко поставить цель – научиться рассматривать природные, хозяйственные и другие объекты и явления, выделять в них различные стороны и свойства, связывая их с каким-либо образом, а затем воспроизводить учебный материал по представлению, не видя объекта или явления.
Важным источником представлений является окружающая школу природная и социальная среда. В связи с этим большое значение имеет организация наблюдений в природе и за хозяйственной деятельностью населения. Еще один источник представлений – различные наглядные пособия. В формировании представлений велика также роль учебных картин, кинофильмов и диафильмов, телевидения, наиболее полно передающих образ местности. Картографические представления возникают с помощью различных карт, в т.ч. контурных, заполняя которые школьники запоминают относительное расположение одних объектов по сравнению с другими, особенности их очертаний, формы.
Важный источник представлений – слово учителя. С помощью яркого, образного рассказа на уроке можно создать представление о природе Антарктиды или Австралии, удивительных животных и растениях Южной Америки, о сухости тропических пустынь и т.д.
Таким образом, для успешного формирования географических представлений необходимо широко использовать окружающую среду, различные средства наглядности, слово учителя. Такое использование возможно, если научить школьников работать с различными наглядными пособиями. В процессе наблюдений и описаний учащиеся сначала находят различные признаки в предметах и явлениях, затем усваивают их свойства, создавая нужный образ. Следует учитывать, что географические образы служат чувственной основой для формирования многих общих и единичных понятий.
Покажем особенности процесса формирования представлений на следующем примере. Одно из понятий географии – фьорд. Для его полноценного усвоения используют стенную картину «Фьорд на Скандинавском полуострове». Учитель называет и показывает на картине существенные признаки фьорда - извилистость береговой линии, высокие и крутые берега. Их особенно ярко подчеркивает водопад, стекающий с отвесных круч. С помощью карты учащиеся убеждаются в значительной длине фьордов – этих глубоких и извилистых морских заливов. Обращая внимание на насыщенный темно-синий цвет воды, учитель подчеркивает их глубину. Завершает описание картины определение понятия «фьорд», в котором, естественно, отмечаются лишь существенно важные признаки. Представление о фьорде сформировано, но понятие о нем еще не является достаточно полным. Учащимся пока еще не известны причины образования фьордов и механизмы их развития. «Как же они образовались?» - обращается с вопросом учитель к классу и рассказывает об этапах образования фьорда, акцентируя внимание на причинах его извилистости и крутизны берегов (естественные углубления (разломы) в земной коре, современные движения земной коры, деятельность ледников и др.) (93).
Часто в изображении наиболее отчетливо выступает какая-либо одна черта объекта или явления. Для водопада – это, например, белый поток падающей воды. Внимание учащихся обращает на себя форма предметов – горных хребтов, долин, горных вершин, крутизны скал и т.п. Поэтому для формирования обобщенных представлений, а на их основе – понятий приходится использовать не одно, а несколько наглядных пособий. Так, общее представление о саваннах предполагает использование стенных картин с изображением саванн Африки, Австралии, Южной Америки. Часто средства образной наглядности дополняют географической картой, пояснениями учителя. Перейти на страницу: 1 2
Другое по географии
География и социально-экономическое развитие Словакии
На протяжении последнего десятилетия в отечественной и мировой литературе активно обсуждается стремительный подъем народного хозяйства Словацкой Республики. Словакия является развитой индустриально-аграрной страной и по ...