1)постановка учебных задач и создание необходимой ориентировочной основы предстоящей деятельности;
2)формулирование словесного определения нового понятия;
3)организация деятельности учащихся по усвоению понятия, анализу его существенных признаков и связей, раскрывающих особенности происхождения изучаемого объекта;
4)организация закрепления и обобщения признаков понятия;
5)установление логических и содержательных связей данного понятия с другими понятиями и категориями;
6)использование формируемого понятия для решения разнообразных учебных и практических задач.
При этом всегда неизбежно возникает вопрос: до какого именно уровня развития следует «доводить» формирование понятия в процессе обучения школьников. Согласно психологическим исследованиям, понятие можно считать усвоенным, если учащиеся знают его определение, содержание и объем; умеют пользоваться им в различных актах мыслительной деятельности, самостоятельно осуществляют его перенос в ситуацию решения тех или иных новых познавательных задач (44,45,115,116).
В обучении географии надо заботиться не столько о количестве сформированных понятий, сколько о формировании основных и обобщенных видов познавательной деятельности. Более того, формирование уже самих начальных понятий должно быть организовано таким образом, чтобы это было одновременно и формированием географического мышления в целом, развитием определенных умственных действий и этических отношений.
Несомненно, формирование понятий не сводится к запоминанию словесных формулировок понятий, то есть их определений. Но поскольку во всяком грамотном определении понятия «схватываются» существенные признаки этого понятия, то в развитии понятий усвоение определений играет большую роль. Определения раскрывают самые общие, принципиально важные признаки предметов и явлений, отношения между ними. Определение лучше воспринимается, если сделать его объектом специального анализа или связать с наглядной основой (например, определение понятий «каньон», «речная терраса» или «русло реки» полезно сочетать с демонстрацией учебных картин, слайдов или диафильмов).
Специфические особенности формирования единичных понятий.
Формирование единичных понятий имеет свои дополнительные особенности. Их изучение предполагает строгую локализацию, определенную привязку к земной поверхности, к географической карте или плану местности. Одним из существенных признаков единичных понятий является их географическое положение. В курсах географии определение географического положения изучаемого объекта имеет исключительно важное значение. Именно поэтому в изучении единичных понятий всегда необходима опора на географическую карту или план местности. Единичные понятия, равно как и общие понятия, тесно связаны между собой. Еще одна важная особенность формирования единичных понятий состоит в том, что оно происходит, как правило, на базе общих. Так, понятию о климате Австралии предшествует усвоение общих понятий «климат», «климатообразующие факторы», «погода», «климатический пояс», «континент» и т.д. В свою очередь, единичные понятия конкретизируют общие, обогащают их, делают необходимым средством познания изучаемого материала. Единичные понятия требуют для своего усвоения, как правило, географической карты, глобуса или плана местности. Перейти на страницу: 1 2 3
Другое по географии
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России – Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствам ...