Так же, как и по стране в целом, в округе происходит естественная убыль населения, составившая в 2004 г. — 6,1 чел. на 1000 жителей. Самая высокая естественная убыль наблюдается в Нижегородской, Кировской и Пензенской областях, самая низкая — в республиках Татарстан и Удмуртия. На низком уровне находится рождаемость — 10,2 %, высока смертность — 16,3%.
Приволжский федеральный округ — один из наиболее многонациональных округов. На его территории проживают русские (более 70%), татары, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, коми-пермяки, а также представители других национальностей и этнических групп. Плотность населения региона в несколько раз превышает среднюю по стране и равняется около 30 чел. на 1 км². При этом население размещено крайне неравномерно.
Численность экономически активного населения чуть более половины — 50,8% от всей численности населения. При этом уровень безработицы в 2004 г. был равен 7,8% экономически активного населения. Следует отметить устойчивую тенденцию к сокращению безработицы в ПФО. Вместе с тем имеются значительные региональные различия по уровню безработицы: довольно высока безработица в Оренбургской области (10,8%), Саратовской области (9,9%), Чувашской республике (9,9%), Ульяновской области (9,5%), Республике Марий Эл (9,1%); самые низкие показатели в Самарской области (5,3%) и Республике Мордовия (6%).
Приволжский федеральный округ — один из ведущих в стране по уровню индустриального развития. Но это и один из основных аграрных регионов страны.
Промышленный комплекс региона включает развитие практически всех основных отраслей, но наибольшее значение имеют многоотраслевое высокоразвитое машиностроение и нефтегазохимический комплекс. Характерная особенность структуры промышленности федерального округа — большая доля предприятий военно-промышленного комплекса.
Отраслью рыночной специализации округа является машиностроение, представленное транспортным машиностроением, точным и сложным машиностроением, станкостроением и инструментальной промышленностью, производством технологического оборудования для нефтегазохимического комплекса, тракторостроением и другими отраслями.
Наиболее развитым является автомобилестроение, включающее производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Приволжье — самый крупный производитель автомобилей в стране.
В ПФО сформировался ряд крупных центров автомобильной промышленности, объединяющих несколько взаимосвязанных предприятий: «АвтоВаз» (Тольятти), «АвтоГаз» (Нижний Новгород), «АвтоУАЗ» (Ульяновск), «КамАЗ» (Набережные Челны).
В г. Энгельсе Саратовской области производятся троллейбусы, которыми обеспечивается вся Россия. Новый центр по производству легковых автомобилей «Ока» создан в Елабуге (Татарстан), в Павловске выпускают автобусы для сельской местности. В Нефтекамске производят самосвалы, автобусы, в Уфе — автодвигатели, автозапчасти, в Ижевске — мотоциклы, в Перми - велосипеды и автоузлы.
Также в регионе развиты авиастроение (Самара, Саратов, Пермь,Ульяновск) и судостроение (Татарстан, Пермь, Навашино, Соликамск).
Для обеспечения потребностей нефтегазохимического комплекса региона и всей страны здесь создано нефтехимическое машиностроение, предприятия которого размешены в Пермском крае, в Саратовской области производятся динамические и объемные насосы для перекачки воды, нефтепродуктов и агрессивных жидкостей, а также теплоэнергетическое оборудование. В Салавате (Башкортостан) и Бузулуке (Оренбургская область) производится оборудование для нефтяной и газовой промышленности, в Чувашии производят мощные трактора многопрофильного использования. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Другое по географии
Анализ внешней торговли Гватемалы
Гватемала — страна индейцев майя. От древних городов, построенных их предками в джунглях, остались лишь величественные руины. Гватемала — самая развитая страна Центральной Америки. Имеется сеть автомобильны ...